О спеткле Биндюжник и король Орловского государственного театра для детей и молодежи

Быть бы и нам рысаками

О спеткле «Биндюжник и король» Орловского государственного театра для детей и молодежи

Всегда приятно делать для себя неожиданные открытия. Думаешь про какого–нибудь человека, что он — сволочь, а он с тобой вдруг в бане последним куском мыла делится. Или баночку болгарского перца в буфете уступит. Честно скажу, получить удовольствие от просмотра российского мюзикла «Биндюжник и король» Орловского государственного театра для детей и молодежи, гастроли которого прошли по городам Беларуси с 16 по 25 апреля, не надеялся. Вернее, так — ну ухмыльнуться, покачать головой. «Уж не наросла ли на мне корка ядреного снобизма, мешающего оценивать дела и события трезво?» — думал я, размешивая ложечкой сметану в буфете. Предпосылки для некоторых тревог были. Во–первых, мало что знал о театральном Орле и в частности о театре «Свободное пространство». Во–вторых, редко на моей памяти провинциальная труппа оставляла после себя приятные впечатления. Обычно так: после нас — хоть потоп. Может быть, удивила экспрессией «Екатерина Ивановна» театра им. Ф.Волкова из Ярославля в постановке Евгения Марчелли из программы минувшего фестиваля «Теарт».


А вот надо же — оказался посрамлен вместе со всей своей шумной родней и всеми бегущими впереди театрального паровоза. Захотелось после спектакля жить, петь, делать маленькие глупости и даже оплатить счета за газ и воду. Роскошный спектакль режиссера и худрука театра Александра Михайлова ничуть не уступает известному фильму. Только если там были звезды–первачи: Джигарханян, Розанова, Васильева, Гердт, Карцев, Андрей Ургант (молодежи, видимо, надо объяснить: есть и такой артист), холеный Максим Леонидов в роли Бени Крика, то в орловской постановке — рабочие лошадки, орловские рысаки сцены, те, на ком держится сила и слава российского репертуарного театра. Соль и перец земли русской.


...Вот подумалось: шумно, броско, как всегда сыто прошла «Золотая маска». С истинным великодержавным размахом. Какой–то там даже рекорд установили по отсмотренным спектаклям. Что–то тараторил взахлеб об этом артист Тараторкин. Радуются лауреаты, требуют сорвать маски обделенные. Но сколько световых лет должно пройти, чтобы заметили, например, такой вот достойный коллектив, как «Свободное пространство»? Сколько талантливых трупп, о которых никто не знает, разбросано кругом. Ну не заманили в Орел экспертов «Золотой маски». Не хотят критики на досуге посетить музей–дом Лескова. Они по большей части предпочитают отмечать театры из газовых и нефтяных регионов России. «Московская оперетта» вообще устроила демарш и отказалась от участия в конкурсе этого года. И правильно сделала, надо сказать, лучшим мюзиклом признали «Русалочку» — абсолютную кальку с американского образца и с многомиллионным бюджетом.


Оставим мудрым экспертам право хулить и властвовать над умами, у нас же остается простое зрительское удовольствие от классно сделанной работы орловчан. Мюзикл «Биндюжник и король» демонстрирует вышколенную пластичную труппу, безупречно владеющую ремеслом лицедейства, поющую и танцующую современно и убедительно. «Свободное пространство» — театр все–таки драматический, и то изящество, с которым труппа расправляется с диким зверем по имени мюзикл, вызывает восхищение. В этом нет никакой натуги и натянутости. Все легко, игриво и жизнерадостно, как и положено в Одессе. Как и завещал великий Бабель.


Перефразируя писателя: угореть от утюга может всякий, а вот поставить хороший спектакль — все–таки нет. Режиссер постановки и художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов, мне кажется, ведет труппу в верном направлении. Формула его успеха проста: визуальная зрелищность, выстроенная на основе крепкой психологической школы. Нечто подобное делает Кирилл Стрежнев в Свердловской музкомедии. Орловский «Биндюжник...» своим жизнерадостным напором в чем–то перекликается с работой Стрежнева «Скрипач на крыше». Но мне, честно говоря, в известном мюзикле американца Джерри Бока не хватает главного — музыки. Чего не скажешь о работе композитора Александра Журбина. Хит на хите и хитом погоняет. Мелодический язык Александра Борисовича богат на щедроты. Он не морочит голову зрителям диссонансами, атональными воплями, а бьет точно в цель. Умеет быть и лиричным, и тонким, и мудрым, и легкомысленным. Все в этом музыкальном котле переплелось, как и в сочной прозе Бабеля.


Насвистывая одесский мотивчик, я вышел вместе с остальной публикой под вечерние фонари. Эх, быть бы и нашей театральной молодежи такими резвыми орловскими рысаками.


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №80 (24463). Вторник, 29 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter