У главного тренера сборной России по боксу Александра Лебзяка — белорусские корни

Былое и думы чемпиона

Главный тренер сборной России по боксу Александр Лебзяк знает, каким трудом добывается на ринге "золото"

Главный тренер сборной России по боксу Александр Лебзяк знает, каким трудом добывается на ринге "золото"


ОН, КАЖЕТСЯ, ничуть не изменился за пятнадцать лет. Те же пышные усы и добродушный взгляд с прищуром, та же едва заметная "боксерская" сутулость и поджарая фигура. И все же, сколько воды утекло с тех пор, как в 1998-м Александр Лебзяк блистательно выиграл здесь же, в минском Дворце спорта, чемпионат Европы! За это время, помимо прочего, знаменитый боец успел стать олимпийским чемпионом и уже вторично - главным тренером сборной России, которая на недавнем ЧЕ-2013, снова проходившем в Минске, с пятью золотыми, одной серебряной и тремя бронзовыми медалями победила в общекомандном зачете. Предложение вспомнить былое и поделиться думами Лебзяк одобрил.


- Александр Борисович, с удовольствием вновь наведались в Минск?


- Конечно, у меня ведь здесь столько хорошего происходило. Между прочим, в Минске я выиграл в категории до 75 кг последнюю Спартакиаду народов СССР в 1991 году. В 1998-м, как вы помните, победил на чемпионате Европы, уже, правда, в весе 81 кг, и был признан лучшим боксером турнира. Он запомнился еще и тем, что я провел 4 боя и не пропустил ни одного удара, а сам попал, грубо говоря, раз 60. Мой тренер Геннадий Михайлович Рыжиков шутил: эх, жаль, не приехали представители Книги Гиннеса! Хотя, по секрету сказать, лучше пропускать, но стать чемпионом, чем наоборот (смеется).


- У вас в Беларуси, если не ошибаюсь, еще и родной брат живет?


- Да, Сергей действительно живет в Борисове. Он, правда, остается гражданином России, а вот у его жены и детей паспорта белорусские. Брат - частный предприниматель, снимает на видео, к примеру, детей в школах и садиках, настоящий профессионал своего дела.


- А кто-то в городе знает о вашем родстве?


- Он не афиширует, но когда узнают фамилию и спрашивают, то признается, да, мол, это мой младший брат. А вообще я бывал в Кодыме Одесской области, так там Лебзяков много. У меня отец оттуда, а мама из Донецка.


- Вы ведь тоже родились в Донецке. Каким ветром вас занесло в Магадан?


- Папа у меня шахтер, и когда мне исполнился год, мы перебрались в Магаданскую область, есть такой поселок Буркандья Сусуманского района. Развлечений там, сами понимаете, никаких, но однажды к нам приехал тренер-преподаватель, учитель физкультуры, отслуживший в Западной группе Советских войск и знакомый с боксом и карате. Организовал в школе секцию. Понятно, что Василий Николаевич Денисенко не был выдающимся спортсменом, но в бойцовском деле разбирался и выделялся среди сутуловатых по обыкновению шахтеров своей осанкой - шел по улице, словно лом проглотив. Конечно, мальчишки, и я в том числе, к нему потянулись.


- Вам было, вероятно, лет десять?


- Да, что-то около того. Я пошел в секцию, бросал, тренер убеждал родителей, что у меня талант. Затем, после Олимпиады в Москве, посмотрев соревнования боксеров, снова вернулся. И уже потом, став постарше, вместе с еще двумя своими перспективными товарищами был передан в Магаданскую спортшколу под опеку Геннадия Михайловича Рыжикова, в дальнейшем моего бессменного наставника. Очень, к слову, не хотел уезжать из поселка, еле меня уговорили.


- После победы на юниорском первенстве планеты на Кубе ваше будущее могло показаться лучезарным. Но на взрослом ринге притормозили...


- Я бы не сказал, что притормозил, но мне чего-то словно бы не хватало. Постоянно на крупных соревнованиях был то вторым, то третьим, иногда и ниже опускался. Только когда сменил категорию 71 кг на более тяжелую - 75 и выиграл Спартакиаду народов, закрепил за собой место в сборной Союза и на чемпионате мира добыл "серебро".


- Видимо, тяжело давалась сгонка веса?


- Знаете, мне всегда нравились средневесы, они и динамичны, как "мухачи", и удар имеют достаточно мощный, подобно "тяжам". А когда я перешел в категорию до 81 кг и у меня лопнуло легкое, мне делали операцию, было принято решение вес мне больше не гонять.


- С легким у вас беда случилась на Играх-92 в Барселоне?


- Да, я успел выиграть один бой. А в Атланте в 1996-м случился рецидив прямо в первом поединке, но проиграл в третьем.


- Две подряд неудачные Олимпиады кого угодно могут ввергнуть в уныние...


- Нет, отчаяния не было, однако появилось и крепло желание закончить с боксом. Но как-то раз в компании мы сидели с друзьями, и завязался такой, знаете, полушутливый разговор, с подначками и прибаутками типа "а слабо?" И я решил: когда выиграю, будет все, а пока надо чем-то жертвовать. Пожертвовал и достиг этой цели.


- Ваше детство прошло в крае, где исстари люди добывали золото. Прошло время, и вы сам стали золотоискателем, только на спортивных "приисках"...


- Вы знаете, я в шахте был 2 или 3 раза, уходил под землю на 1200 - 1300 метров. Меня, пацана лет 13 - 14-ти, водил туда папа. Увидел, какой это неимоверно тяжелый труд, причем неизвестно, выйдешь ты из забоя живым или нет. Вот тогда, наверное, и понял, что лучше добывать "золото" на ринге...


- И добывали его неоднократно на чемпионатах Европы, мира, Олимпиаде в Сиднее. А потом, уже в качестве главного тренера, в течение нескольких лет делили успех со своими подопечными из сборной России. Кстати, она, помнится, неплохо выступила в Пекине-2008. Почему вы тогда оставили пост?


- Да, у нас на той Олимпиаде было второе общекомандное место, два "золота" и "бронза". Уступили только китайцам, которые, кроме таких же медалей, завоевали еще одну серебряную. А почему ушел... Было принято решение. Если коротко, закончился контракт, его не продлили. Ничего страшного, это жизнь. Тем более, я с боксом не расстался и как бы пошел на повышение, стал членом президиума федерации.


- А сейчас снова вернулись к рулю национальной команды. Какие ставите цели на ближайшее будущее?


- У нас есть примерно два года на становление команды, к тому времени она процентов на 80 должна сформироваться. К Олимпиаде в Рио-де-Жанейро должны подойти во всеоружии.


- Среди тех, кого мы увидим в сегодняшних финалах, есть, на ваш взгляд, кандидаты на поездку в Рио?


- Не исключаю возможности, что кого-то из них мы там увидим. Не хотелось бы никого выделять, а в принципе мне симпатичны и Давид Айрапетян, и Алексей Егоров, и Сергей Кузьмин, и другие ребята. Но основной состав у нас все-таки готовится к Универсиаде в Казани, так что выяснять, кто сильнее, им еще предстоит.


- Что скажете о белорусских боксерах?


- Я практически их всех знаю. Есть неплохие бойцы, но на сегодняшний день, думаю, самый титулованный и мастеровитый Вазген Сафарьянц. А так я им всем симпатизирую. И, конечно, желаю успеха.


Владимир Петров


BAKSIARA@MAIL.RU

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter