Бумажный Юпитер

О программе «Восточное партнерство»

В мае исполнилось три года как была предложена инициатива Евросоюза для шести стран бывшего СССР, известная как «Восточное партнерство». Время показало, что данная программа, изначально презентовавшаяся как мощный прорыв в сфере сотрудничества с Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью, на деле оказалась всего лишь пустыми словами, которые не были реализованы на практике, так и оставшись на бумаге, подписанной 7 мая 2009 года в Праге. Что ж, перефразируя Бальзака, операция сия именуется обретением политического опыта. Никто, конечно, никаких особых иллюзий по поводу этой инициативы ЕС не испытывал, однако полученный опыт представляется мне полезным для осмысления ее целей.


Недавно ЕС обнародовал новую так называемую дорожную карту (своеобразный развернутый план действий), которая, по мнению еврочиновников, должна «придать новый импульс «Восточному партнерству». Однако за амбициозными заявлениями К.Эштон и Ш.Фюле о перспективах развития партнерства невооруженным глазом видно отсутствие новых идей и концепций, которые могли бы реально оживить данный процесс. Главным и, по всей видимости, единственным требованием к шести бывшим советским республикам все так же остается неукоснительное соблюдение «демократических норм по европейскому образцу». Все остальные сферы сотрудничества полностью зависят от того, как члены «Восточного партнерства» будут проводить политические реформы, естественно, под диктовку ЕС.


Ничего нового, только обещания и многозначительные намеки. В подобных условиях, когда «Восточное партнерство» все больше превращается в ширму для политического давления, справедливо возникает вопрос: а нужно ли такое сотрудничество Беларуси? Особенно тогда, когда все больше набирает обороты процесс реинтеграции на просторах бывшего Советского Союза.


На протяжении всех трех лет к Беларуси выдвигались непонятные претензии и даже обвинения, при этом белорусское участие в некоторых структурах партнерства подвергалось дискриминации. Подобное отношение к стране, которую Евросоюз по своей воле пригласил к участию в данном процессе, кажется весьма странным, учитывая, что Минск всегда выступал за более тесное социально–экономическое и политическое сотрудничество с Евросоюзом, отстаивая при этом право самостоятельно решать свои внутриполитические проблемы. По–видимому, именно последнее и не дает спокойствия еврочиновникам, которые видят главной задачей «Восточного партнерства» создание при помощи «кнута и пряника» послушных марионеток из шести республик постсоветского пространства.


Подтверждением этому является не только ситуация с Беларусью, но и с нашей соседкой Украиной, где процесс европейского сотрудничества практически остановился в связи с так называемым делом Тимошенко. Сегодня перед Киевом поставили условие: освободить осужденную в обмен на положительное решение о вхождении республики в зону свободной торговли. Однако необходимо заметить, что такая тактика может принести ЕС результаты, противоположные ожидаемым. Руководство Украины, которое никогда не скрывало своего желания иметь более тесные связи с Евросоюзом, сегодня серьезно задумалось о возможных последствиях интеграции в ЕС на условиях Брюсселя, рассматривая в качестве альтернативы для своей страны вхождение в Единое экономическое пространство.


Что же касается Беларуси, то на сегодняшний день сотрудничество с Евросоюзом в формате «Восточного партнерства» сведено к минимуму и вряд ли может рассматриваться в качестве основы для дальнейшего развития двусторонних отношений. То, на что рассчитывала белорусская сторона (экономическое сотрудничество, в том числе увеличение инвестиций, возврат преференций в торговле, реализация выгодных совместных проектов), в конечном счете натолкнулось на стену политических условий и ультиматумов. Если добавить к этому низкий уровень финансирования совместных проектов, отсутствие единой позиции европейских стран по поводу будущего развития программы сотрудничества и тактику двойных стандартов в отношении шести стран–участниц, то можно считать, что «Восточное партнерство» в нынешнем виде практически не имеет шансов на продолжительное существование.


В сложившейся ситуации более интересным и перспективным проектом для Беларуси являются Единое экономическое пространство и будущий Евразийский союз, в основе которого отсутствует принцип Quod licet jovi, non licet bovi («Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку»), главенствующий сегодня в западноевропейской и американской политике. Будущее же самого «Восточного партнерства», особенно в случае выхода из него хотя бы одного из участников, выглядит достаточно туманно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter