Бумага и цифра: битва титанов

Раньше почти все были уверены, что газеты и журналы скоро можно будет увидеть только на музейных полках...

Легендарные обложки, известные авторы, оригинальный стиль... Все это целых 80 лет отличало американский журнал Newsweek, делая его настоящей жемчужиной на медиарынке США. Но год назад руководство решило закрыть печатную версию еженедельника — она начала приносить многомиллионные убытки — и полностью перейти на электронный формат. В декабре 2012 года был напечатан его последний номер.

Но недавно наши коллеги из Newsweek заявили, что бумажному журналу все–таки быть! Вероятно, пророчествующие о смерти традиционных СМИ были немало огорчены. Раньше почти все были уверены, что газеты и журналы скоро можно будет увидеть только на музейных полках. Но сегодняшние тенденции говорят о том, что сражение между бумагой и цифрой только начинается. А может, это и не сражение вовсе?

Заядлые сторонники цифровой революции любят бросаться эффектными выражениями вроде «предсмертная агония печатной прессы». В этих словах есть некоторая наивность. Герой фильма «Москва слезам не верит» тоже был искренне убежден, что «ничего не будет, ни кино, ни театра, ни книг, ни газет... одно сплошное телевидение». Но время прошло, а билеты на спектакли и фильмы до сих пор расходятся как горячие пирожки. И при покупке новых книжных томов остается только радоваться, что этот прогноз оказался ошибочным.

Конечно, в мире СМИ многое изменилось. Очень сильно трансформировалось само понятие новостей. Теперь, когда происходит что–то действительно важное, нет необходимости ждать сонного почтальона с утренней газетой или самому бежать в киоск. Про все события можно прочитать в реальном времени в Twitter, Facebook или на веб–сайтах. Прочитать — и сразу же забыть...

Прав был медиамагнат Руперт Мердок, говоря, что прошли те дни, когда «новости и информация жестко контролировались несколькими людьми, которые соизволяли сообщить нам, что нам можно и нужно знать». Действительно, сейчас интернет заполнен терабайтами информации. Но проблема в том, что в сети авторами могут быть все подряд, а редакторов чаще всего нет. Поэтому пользователи снуют между нагромождений никому не нужных строк, выискивая что–либо значимое по крупицам. Этот процесс требует сил и времени — в общем, тех ресурсов, которых у современного человека не бывает в избытке.

Технологии меняются радикально, а люди всегда хотят читать то, что их действительно интересует. В этом плане печатные СМИ — гораздо более выигрышный вариант. Их сотрудники посвящают годы и даже десятилетия пониманию того, о чем они пишут, в итоге становясь настоящими специалистами. И очень редко блоггеры, большинство из которых просто пережевывает и переваривает новости, могут с ними сравниться.

Но качество текстов и глубина анализа — это лишь один аспект. Есть еще очень субъективные, но дорогие сердцам многих вещи: ни с чем не сравнимый запах типографской краски, красивые шрифты, шелест страниц... Это не атавизмы, а своеобразная культура потребления информации. И «монстры» традиционной журналистики понимают всю ценность этого момента. Например, главный редактор газеты New York Times Джилл Абрамсон уверена, что ее издание и через 5 лет будет выходить в печатном варианте: «Мне кажется, что существует определенный разряд читателей, которые хотят видеть Times именно такой. Лично мне до сих пор гораздо интереснее читать текст, напечатанный на бумаге. Это самое большое удовольствие, которое вы можете получить за несколько долларов».

...Для многих взять в руки газету — это то же самое, что поздороваться с лучшим другом или послушать любимую песню. При всем уважении к новым технологиям думаю, что никакие экраны и кнопочки не могут повторить эти ощущения.

Но лирика лирикой, а кушать хочется. С этим–то и связаны основные проблемы сотрудников печатной прессы. Сейчас каждую минуту на компьютеры и мобильные устройства приходит бесконечный поток новостей со всего мира, и чаще всего платить за них никто не просит. Аудитория интернет–сайтов растет, а значит, и рекламодатели отворачиваются от газет и журналов. Недавно газетная ассоциация Америки опубликовала шокирующие цифры: за последнее десятилетие выручка традиционных СМИ США от рекламы упала с 60 до 20 миллиардов долларов. А особую тревогу вызывает тот впечатляющий факт, что только в первой половине этого года корпорация Google обошла по продажам рекламы все газеты и журналы Америки в совокупности.

Интересно, что Беларусь в этом плане идет своей дорогой. По данным Центра социологических и политических исследований БГУ, в качестве источника общественно–политической информации интернет действительно опережает печатные СМИ, только вот белорусские рекламодатели переходить в сеть не торопятся. Тем не менее новые информационные порталы появляются очень часто. Руководитель одного из новых медиапроектов Евгений Олейник убежден, что реклама — важный, но не единственный критерий для молодых СМИ: «Большую значимость представляют открытость и доступность «мировой паутины». Кроме того, рынок печатных СМИ в Беларуси заполнен, и вклиниться в ряды уже существующих медиагигантов сложно. Но я убежден, что они не смогут существовать, не имея выхода онлайн. Более того, если сейчас многие газеты и журналы рассматривают свои сайты в качестве ценного дополнения, лет через 10 — 15 именно интернет–ресурсы перетянут одеяло на себя».

Более того, сейчас Беларусь — одна из немногих стран, где интересных печатных СМИ становится все больше. Шеф–редактор журнала «Таймер» Денис Клевитский считает, что век интернета накладывает отпечаток на печатные медиа, но вовсе не обязательно трагически летальный — точно так же, как спортивные игры–симуляторы не в силах отменить чемпионат мира по хоккею. «И что ни год, то появляются некрологи: то журнала не станет, то газеты. За всеобщими причитаниями не замечают одного: печатных изданий меньше не становится. Наоборот. Отсюда и история про рекламу: еженедельнику с корпунктами в 10 странах мира собирать необходимый бюджет по старой схеме тяжелее. Но у локальных, нестандартных, специфичных проектов все шансы на долгую счастливую жизнь. Особенно если не мыслить в пределах противопоставлений «бумага — сеть».

Действительно, руководители крупнейших изданий со всего мира честно признаются: для газет и журналов сейчас настали темные времена. Чтобы выжить, приходится применять изобретательность. Некоторые издания сделали ставку на расширение аудитории подписчиков, и это сработало — доля газет, полученных по подписке, растет во многих странах. В ход идут маркетинговые приемы — Daily Telegraph дарит электронные «читалки» всем, кто подписывается на газету на год. Другие издания делают подписчикам скидки и за небольшую доплату предоставляют доступ к электронной версии издания.

Однако дело не ограничивается показателем доходности издания. В условиях борьбы за мировое медийное пространство печатные СМИ играют особую роль — потому что именно от них, а не от миллионов зачастую безликих интернет–сайтов зависит позиционирование имиджа и внешней политики страны. Это уже гораздо серьезнее и глубже.

Без сомнений, с обреченностью «старой гвардии» можно и нужно спорить. Хотя бы потому, что, вырываясь вперед, интернет паразитирует на плодах ее работы. Сетевые СМИ зачастую попросту перепечатывают материалы из прессы, не теряя при этом ни цента. Ни один веб–сайт не тратит сумм, даже отдаленно напоминающих те, что лучшие газеты выкладывают на работу репортеров. В популярнейшем сетевом портале Huffington Post работает в 50 раз меньше сотрудников, чем в редакции газеты New York Times, где трудятся 1.200 человек. Содержание одного лишь багдадского бюро газеты ежегодно обходится примерно в три миллиона долларов. А интернет–СМИ, вовсю пользуясь плодами этих инвестиций, не несут никаких расходов.
Тем не менее с меняющимися предпочтениями аудитории спорить сложно. Руперт Мердок говорил о том, что многие редакторы газет и журналов раньше «вели себя крайне безрассудно и самодовольно... тихо надеясь на то, что пресловутая цифровая революция обойдет их стороной». Но этого не случилось. Некоторые оказались не в состоянии идти в ногу со временем и выбыли из игры. Другие же — под управлением которых почти все серьезные печатные газеты и журналы — пытаются адаптироваться к новым технологиям.

Получается, что традиционные и электронные СМИ тесно связаны. Но не стоит забывать, что все же сеть — это вторичная среда, неизменно опирающаяся на газеты и журналы. Если из этой цепи убрать какое–либо звено, то последствия будут плачевными для всех. Удивительно, но мир это понял — и сейчас начинает заново открывать для себя бумагу.

Показательные примеры: в августе глава и основатель крупнейшего в мире интернет–магазина Amazon Джеффри Безос купил газету Washington Post. А известнейший американский инвестор Уоррен Баффетт, обладающий удивительным чутьем, недавно включил в свою коллекцию 63 новых издания. Чем бы ни объяснялись эти бизнес–ходы, ясно одно — предсказания о скорой кончине печатной прессы снова оказались ложными.

...Кстати, по этому поводу есть еще одна легенда: профессор из США Филип Мейер вычислил, что последняя газета появится у чьих–то дверей в 2043 году. Но не стоит паниковать — скорее всего, вспомнив эту историю одним утром через 30 лет, кто–то усмехнется, сделает глоток кофе и перелистнет очередную печатную страницу.


Советская Белоруссия №239 (24376). Четверг, 19 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter