Бульварные страсти заполонили театр

В январе замечательная актриса Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа, народная артистка Беларуси Светлана Окружная отметит юбилей...

В январе замечательная актриса Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа, народная артистка Беларуси Светлана Окружная отметит юбилей. В преддверии праздника Светлана Артемовна поделилась с нами своими мыслями, и монолог этот получился немного грустным: ведь родная площадка по–прежнему существует без художественного руководителя, репертуарная политика не определена, старую добрую классику вытесняют из афиши откровенно бульварные пьесы. Да и вопреки своей профессиональной традиции, встретит праздник Светлана Окружная без премьеры. Может, прежний театр не нужен региональному зрителю?


Любовь как Бермудский треугольник


— Театр необходим, и он будет всегда, только ему обязательно нужно уделять внимание. Конечно, содержание спектаклей уже не то, что было раньше. Театр превращается в представление более зрелищное, переставая быть трибуном совести, чести, достоинства. На сцене, в фабулах пьес какие–то сплошные любовные треугольники. И не только у нас, а везде. Классика, на которую я потратила всю свою жизнь, идет очень редко. Сейчас зритель приходит к нам развеяться.


Не хочу показаться слишком серьезной. Я переиграла за свою карьеру разный материал и очень люблю комедию, сделанную со вкусом. Когда–то у нас шли бесподобные спектакли: «Этот пылко влюбленный», «Любовники из Калифорнии»... Постановка «Квартет», по–моему, тоже очень трогательная, человечная история. Я выразила себя там, как мне кажется, совершенно по–новому.


Сильная женщина у рампы


— Очень люблю Горького и считаю его величайшим драматургом. У него нет ни одной проходной пьесы и пустой говорильни. Всегда только действие, борьба, столкновение характеров. Его пьеса «Последние» — очень современна, на мой взгляд.


«Вассу Железнову», которую мы сделали вместе с Ридом Талиповым, я рассматриваю не только как драму, поднимающую тему распада семьи, но и как рассказ о сильной личности, о том, каково ей приходится в семье, в быту. Васса, отдав все свои силы близким, в ответ получила лишь неблагодарность. Она аккумулирует вокруг себя энергию, призывает всех к действию, тянет на своих плечах бремя деловых забот, выступая в роли добытчика в семье. Но не получает того тепла, которое заслуживает. Муж ее — человек расточительный и безнравственный, дети заняты собой. Это трагедия сильной женщины.


У меня такое впечатление, что современным драматургам не о чем писать. Актеру в таких пьесах не за что ухватиться. Сталкиваясь с новым произведением, нам важно не только раскрыть характер персонажа, но и в себе открыть что–то новое и огонек этого знания передать зрителю. Ни одной подобной современной пьесы я не встречала.


В режиссерской профессии — пробел поколений


— После смерти Талипова ничего не репетирую. Думаю, с его уходом театр многое утратил. Мы теперь ничьи. Нет нового художественного руководителя. Оказалось, что в Беларуси дефицит режиссерских кадров. Корифеи уходят, и замену им найти трудно. Просто колоссальный поколенческий пробел. И театры в безвыходном положении.


Конечно, обидно и за себя, могла бы еще что–то сыграть. Всегда старалась к своему юбилею преподнести поклонникам новое театральное произведение, но в этом году не состоялось. Работа по–прежнему — моя жизнь, мой полет, так что можно сказать, что в этом году полетать не удалось.


Кстати


В Витебской областной библиотеке 12 января прошла презентация биобиблиографического указателя «Светлана Окружная. Вся жизнь без антракта». Издание включает автобиографический очерк, высказывания деятелей культуры и искусства и библиографические записи на статьи и публикации о жизненном и творческом пути актрисы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter