Экономические вызовы стимулируют замещение импорта и развитие собственных разработок в сельхозмашиностроении

Будет больше компетенций

В научно-техническом центре комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в агропромышленном комплексе — сегодня и завтра». Она собрала около 60 участников из Беларуси, России и Казахстана. 


Лейтмотив встречи — обсуждение вопросов по проектированию и постановке на производство инновационной сельхозтехники. Площадкой уже традиционного форума центр комбайностроения «Гомсельмаша» стал неспроста. К слову, это первая подведомственная Минпрому организация, которой был присвоен статус научной. Сегодня здесь трудится множество как опытных, так и молодых, только начинающих свой путь специалистов, имеется современная материально-техническая база, а главное — концентрируются новые идеи. Ежегодно разрабатывается несколько новых машин, расширяющих линейку производимых комбайнов и другой техники.

Маршруты движения и векторы усилий диктуют условия рынка. Надо признать, весьма непростые. Среди явных приоритетов — замещение импорта, в том числе критического, и стремление к кооперации. Научно-технического сектора промышленной экономики это касается в первую очередь. Сегодня как никогда важно, чтобы научные работы велись не только в специализированных институтах, но и активно развивалась отраслевая, «фирменная» наука. 

В числе наиболее перспективных направлений специалисты называют развитие газомоторной техники. (Первый в мире комбайн, работающий на газу, был выпущен на ОАО «Гомсельмаш».) Помимо экономического эффекта, обусловленного снижением затрат, нельзя не отметить экологический фактор. Выбросы от таких машин в окружающую среду существенно ниже. 


Второе — в русле мировых тенденций, развитие электротранспорта. К слову, среди стран ЕАЭС только в Беларуси имеется полная компонентная база для производства электромобилей.

Сергей Щербаков.
— Сегодня мы подошли к наиболее интересным задачам, — отмечает академик-секретарь отделения физико-технических наук НАН Беларуси Сергей Щербаков. — Нужно развивать гибриды, комбинируя и объединяя лучшее: преимущества традиционного и электрического транспорта. В будущем это позволит получить хорошую фору на рынках. 

Первые шаги сделаны. Внедрение линейки двигателей для электротранспорта проходит на Минском моторном заводе. Пока речь идет о сверхмалых и малых грузовиках грузоподъемностью до четырех тонн. Но главное — задел создан. 

Председатель комитета экономики Гомельского облисполкома Игорь Аслюк говорил о поддержке, которую производственникам гарантирует государство в лице местных органов власти: 

Игорь Аслюк.
— Сегодня Гомельская область в высшей степени заинтересована в развитии АПК. На эти цели направляется половина средств, которые мы можем выделить на безвозмездное финансирование расходов, связанных с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Кроме того, действует система преференций, в рамках которых научному сообществу и инвесторам предоставляются безвозмездные финансовые ресурсы, налоговые, таможенные и иные льготы для создания и успешного ведения бизнеса.

В ходе конференции говорилось и о том, что технику европейских брендов, ушедшую с рынков России и Беларуси из-за санкций, успешно замещает Китай. Это радует, но не должно расслаблять. Конкуренцию с партнерами даже из дружественных стран никто не отменял. Необходимо пересоздавать и создавать новый продукт, а главное — наращивать компетенции и развивать потенциал. И научно-технический, и торгово-экономический. При таком подходе выиграют все. 

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter