Будем здоровы

«Прямая линия» с министром здравоохранения Василием Жарко

В том, что «прямая линия» с министром здравоохранения Василием Жарко вызовет огромный читательский отклик, не было и тени сомнений. Если составить рейтинг интересов человека, вопросы здоровья и медицины займут в нем первые строчки. Мы не ошиблись — «прямая линия» прошла в режиме нон–стоп. За час министр ответил почти на 20 вопросов, еще около 60 читатели заранее прислали в редакцию. Сегодня мы публикуем наиболее интересные отрывки из диалога с Василием Ивановичем. Полную версию можно будет прочитать на официальном сайте газеты www.sb.by Авторы отдельных обращений получат ответ лично, поскольку заданные ими вопросы требуют досконального изучения и принятия конкретных мер.


Доступность и комфорт


— Здравствуйте. Меня зовут Петр Иванович. Вопрос, который хочу задать, касается не только меня. Состояние урологического отделения в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Александрова оставляет желать лучшего. Когда там будет сделан ремонт?


— Проектные работы по реконструкции урологического корпуса РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова уже ведутся. В 2011 году начнется ремонт. Причем задача ставится таким образом, чтобы все ремонтные работы были завершены в течение года. На эти цели уже выделены деньги.


— Брест на проводе. В областной больнице проблематично пройти томографическое обследование. Прибор часто выходит из строя. Я только что звонила, мне ответили: обращайтесь после Нового года. А мне необходимо сейчас пройти эту диагностику!


— Рядом с областной клинической больницей в онкологическом диспансере стоит такой же компьютерный томограф. При необходимости пройти диагностику там не составит никакого труда.


— Я не знала. Спасибо.


— Евгений Вревский из Минска беспокоит. Интересует, когда закончится строительство РНПЦ неврологии и нейрохирургии? Какое оборудование туда поставят и какие новые операции планируется выполнять?


— Ввод в эксплуатацию РНПЦ неврологии и нейрохирургии планируется в 2012 году. Но не исключено, что уже в следующем начнет работать клинический корпус центра. В настоящее время нейрохирурги центра на базе нейрохирургических отделений 5–й клинической больницы Минска выполняют все виды классических операций при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. Когда у РНПЦ неврологии и нейрохирургии появится собственная база, кроме классических, станут возможны и новые высокотехнологичные виды оперативных вмешательств: радиохирургия опухолей и метастазов головного мозга; артериовенозные мальформации; стереотаксическая стимуляция структур головного мозга при болезни Паркинсона и гиперкинезах; установка баклофеновых помп при спастических синдромах центрального генеза. Безусловно, диагностика и лечение заболеваний будут проводиться с учетом современных технологий и с использованием новейшего медицинского оборудования.


— Добрый день, из Могилева беспокоит молодая мама. У нас построен новый микрорайон Спутник, здесь очень много молодых семей с детьми. Рядом областная детская больница. Нельзя ли при больнице открыть несколько амбулаторных кабинетов, потому что пока детей приходится возить в поликлинику за несколько остановок. Далеко и неудобно. Начальник горздрава сказал, что вопрос можно рассматривать, когда к детской больнице пристроится новый корпус, и только на уровне министерства.


— Это не совсем так. Открыть амбулаторные кабинеты при больнице в силах и компетенции местных властей. Мы, наоборот, ратуем за то, чтобы при строительстве нового микрорайона была обеспечена вся инфраструктура, включая поликлинику взрослую и детскую. Кроме того, строительство хирургического корпуса детской больницы должно быть завершено до конца этого года. Я не так давно был в Могилеве. И мне говорили, что в микрорайоне планируется строительство детской и взрослой поликлиник.


— Да, но это будет только в 2013 году.


— Хорошо, я дам указание начальнику управления здравоохранения, раз уж строительство отсрочено, пусть подыщет помещение для поликлиничных кабинетов. Но вы еще самостоятельно можете записаться на прием к заместителю председателя облисполкома Валерию Малашко. Он бывший начальник управления здравоохранения, педиатр. Должен проникнуться вопросом. Тем более что решить его можно и нужно на местном уровне. Вмешательство министерства здесь необязательно.


— Из Малориты беспокоит Дмитрий Евстахиевич Котел. Я инвалид войны, у меня проблемы со зрением. Хотел прооперироваться в частной клинике. Но уж больно дорого. Могу ли я как ветеран получить скидку? А может, операцию вообще где–нибудь сделают бесплатно?


— В Брестской областной больнице проведут необходимое лечение не хуже, чем в частной клинике. При этом бесплатно. А вам еще и выгодно: от Малориты до Бреста — рукой подать. За последние годы мы оснастили областные больницы современным медицинским оборудованием, ничем не уступающим уровню республиканского. Плюс работают там высококвалифицированные врачи. Так что не тратьте понапрасну деньги и будьте здоровы.


Назначение и лечение


— Это «прямая линия» с министром? Меня зовут Григорий Васильевич, мне 81 год. Имею проблемы с сердцем, принимаю российский препарат против аритмии алапинин. В 2008 году он был одобрен Минздравом. Но врачи его не назначают. Почему? Я сам покупаю лекарство в аптеке, мне помогает.


— Врачи не назначают его, вероятно, потому, что препарат не входит в перечень основных лекарственных средств. А значит, он не особо эффективен для большинства пациентов со схожими проблемами. Перечень основных лекарственных средств составляется на основании максимальной эффективности препарата именно у большинства людей. Сейчас в него входит около 400 наименований (торговых марок и того больше — свыше 1,5 тысячи). Все препараты мы не можем включить в этот список, их ведь 6 тысяч наименований. Такого нет ни в одной стране мира. Но, учитывая индивидуальность человека, при назначении препарата из этого перечня врачи, как правило, предлагают еще одно–два лекарственных средства, которые, по решению консилиума, тоже могут быть назначены пациенту. Если же препарат не подходит, консилиум может решить вопрос о назначении лекарства, отсутствующего в этом списке.


— Добрый день, Василий Иванович. Меня зовут Антонина Николаевна Непомнящая, я из Миор. У сына после тяжелой черепно–мозговой травмы I группа инвалидности. Один раз в год мы ездим в областную больницу, где нам назначают лечение. Но местные врачи отказываются выписывать льготные рецепты на актовегин, пантогам, милдронат. Справедливо ли это?


— Актовегин входит в перечень основных лекарственных средств, и врачи просто обязаны вам его выписать. Милдронат с 2009 года не входит в этот список. В любом случае решением врачебного консилиума в индивидуальном порядке вам могут быть выписаны льготные рецепты на препараты, которые не входят в список основных лекарственных средств.


— Звонит Екатерина Ивановна Скороденок из Полоцка. У меня узлы в щитовидке. Врачи выписали бефунгин и гель эндокринол. В наших аптеках их нет, а в другие города ехать тяжело — мне уже 68 лет.


— Позвольте не согласиться. Бефунгин однозначно должен быть в Полоцке. Лекарство отпускается без рецепта врача. А вот гель эндокринол — это не лекарственное средство, а биологически активная добавка. Регистрация ее истекла еще в 2009 году, поэтому неудивительно, что ее нет в аптечной сети. Кроме того, гель эндокринол применяется в качестве вспомогательного средства, а не собственно для лечения, так как нет доказательств его клинической эффективности при лечении заболеваний щитовидной железы.


— Орша беспокоит. В сентябре 2009 года мужу поставлен диагноз рассеянный склероз. Лечение дважды проходили в Витебской областной клинической больнице, Оршанской городской, в реабилитационном центре города Барань, в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. В апреле ему дана II группа инвалидности. Вопрос такой: можно ли пройти лечение за рубежом или хотя бы получить какие–то рекомендации, как облегчить состояние больного, потому что болезнь прогрессирует?


— Болезнь очень серьезная и трудно поддается лечению. Сейчас в стране проходит клинические испытания новое лекарственное средство, и если оно покажет свою эффективность, можно будет говорить о более эффективной помощи. Показаний для лечения за рубежом нет. Подходы везде одинаковые. Я бы вам посоветовал обратиться еще раз в РНПЦ неврологии и нейрохирургии к профессору, доктору медицинских наук Лихачеву Сергею Алексеевичу, он консультирует по таким вопросам. Кроме того, на базе 9–й минской клинической больницы проводят лечение больных с таким диагнозом стволовыми клетками.


— Из Могилева Елена Новикова беспокоит. Василий Иванович, когда включат в национальный календарь прививки от рака шейки матки?


— Прививка, о которой вы говорите, выполняется против вируса папилломы человека (ВПЧ) и не гарантирует стопроцентную защиту от рака шейки матки. У нас зарегистрированы две вакцины: бивалентная церварикс против ВПЧ 16–го и 18–го типов и квадривалентная гардасил против ВПЧ 6–го, 11–го, 16–го и 18–го типов. Обе носят профилактический характер. Для получения иммунного ответа пациентке нужно привиться трижды в течение полугода. Средняя стоимость одной прививки — около 1,2 миллиона рублей. Согласно резолюции и рекомендациям международного конгресса по ВПЧ вакцинация за счет средств государства рекомендована в слаборазвитых странах при отсутствии цитологического скрининга. У нас же налажен ежегодный профилактический осмотр с цитологическим исследованием. Поэтому вакцинация против ВПЧ внесена в план прививок по желанию и за счет средств пациента.


— Звоню из Новогрудка. Мое имя Поляк Зинаида Николаевна. Дело в том, что у моей невестки не получается выносить ребенка. Было уже 4 выкидыша. Сначала она наблюдалась только у врача–гинеколога в поликлинике. А в прошлом году решила съездить в РНПЦ «Мать и дитя». Там приняли, но заметили: мол, в Гродно есть свой центр по вопросам репродуктивного здоровья, пожалуйста, обращайтесь туда. Но в Гродно развели руками: мы не сможем помочь. Езжайте в Минск. Вот так и ездят дети из Гродно в Минск и обратно. А результата нет.


— В любое время езжайте на прием к директору центра Вильчуку Константину Устиновичу. Я ему все передам. Не переживайте, родим ребенка!


— Меня зовут Василий Антонович, я инвалид войны. Живу в деревне Красное Молодечненского района. Третий год болят колени: артроз. Кое–как на костылях передвигаюсь по квартире. Местное лечение не помогает. Куда мне обратиться, чтобы облегчить боль?


— Для начала — на консультацию в областную клиническую больницу. Она находится в поселке Боровляны. Если врачи посчитают необходимым, выпишут вам направление в РНПЦ травматологии и ортопедии. Вам обязательно помогут.


Права и обязанности


— Добрый день, Василий Иванович. Из Кричевского района беспокоят, деревня Зуи. Мой сын Мартынов Александр в 2004 году получил открытую черепно–мозговую травму, является инвалидом II группы. Каждый год группу нужно подтверждать на МРЭК. Ходить с инвалидом по больницам, сидеть в очередях очень тяжело. Скажите, неужели нельзя определить степень инвалидности пожизненно или хотя бы года на 2 — 3?


— Министерством здравоохранения принято решение: если в течение 2 лет группа инвалидности подтверждается, третий раз она устанавливается бессрочно. Так что больше вашему сыну не придется каждый год проходить переосвидетельствование.


— Меня зовут Николай, я из Мстиславля. Не могу пройти в поликлинике медкомиссию на вождение из–за теста с полихроматической картинкой. Можно ли мне пройти водительскую медкомиссию в другом учреждении? Если да, то где?


— Если вы не согласны с решением районных специалистов, приедьте на консультативный прием в республиканский центр офтальмологии, который находится на базе 10–й минской клинической больницы. Прием ведется ежедневно. Врачи дадут заключение, которое будет действительно для всех комиссий.


— А я могу предъявить претензии своему офтальмологу?


— Если заключение республиканских врачей будет противоречить заключению районного специалиста, тогда можете. А пока — нет.


— Здравствуйте, Василий Иванович. Вам звонит мама ребенка–инвалида из Ушачского района. Нам положена путевка на санаторно–курортное лечение с сопровождением. Но в нашей райбольнице ребенку дают направление на санаторно–курортное лечение, а мне направление на сопровождение давать отказываются.


— Функция больницы — выдать заключение о том, что вашему ребенку показано санаторно–курортное лечение. А вам как сопровождающему — заключение о состоянии вашего здоровья. Все остальные вопросы — не в компетенции врачей. В районе есть центр по санаторно–курортному лечению. Его специалисты и должны решить все возникшие трудности с поездкой на оздоровление.


— Моя фамилия Курченко, я пенсионер, 72 года, живу в Любани. В нашей поликлинике нет узких специалистов: уролога, проктолога, офтальмолога, гастроэнтеролога... Не могли бы вы распорядиться, чтобы соответствующие врачи хотя бы периодически вели у нас консультативный прием. К примеру, Любань могли бы взять на себя солигорские врачи, Старые Дороги — слуцкие и т.д. Такая взаимовыручка, что ли. А так по каждому пустяку нужно ехать в Минск.


— В ваших словах есть рациональное зерно. Кадровая проблема на местах — одна из самых трудных на сегодня. Но раз в месяц узкие специалисты устраивают консультативные приемы в амбулаториях и ФАПах, там, где нет соответствующих врачей. Кроме того, в 2006 году был расширен набор в медицинские вузы именно с той целью, чтобы обеспечить кадрами каждую райбольницу и поликлинику. И уверяю вас, к 2013 году недостатка в узких специалистах не будет.


— Здравствуйте. Мария беспокоит, я из Гомельского района. У меня два вопроса: имеет ли право администрация поликлиники заставлять участковую медсестру выполнять врачебный визит? Положены ли бесплатные проездные участковой службе?


— Патронат пациентов на дому по назначению врача для того, чтобы отследить динамику выздоровления пациента и проконтролировать выполнение назначений, — это обязанность медсестры. Кроме того, если медсестра имеет высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» (фельдшер) или, пройдя переподготовку по специальности «помощник врача», работает на соответствующей должности, то она может самостоятельно посещать больных на дому, устанавливать диагноз и назначать лечение. Что касается бесплатных проездных участковой службе, то бюджетом такие расходы не предусмотрены. Однако при наличии прибыли от платных услуг администрация поликлиники, например, вправе выделить деньги или централизованно закупить проездные билеты для участковой службы. Для обслуживания отдаленных участков или населенных пунктов выделяется служебный транспорт.


— Здравствуйте. Меня зовут Юрий, живу в Минске, самостоятельно воспитываю троих несовершеннолетних детей. Имеют ли многодетные семьи право на первоочередной прием у педиатра? В нашей поликлинике мне в этом отказали.


— В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» все дети независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального положения, места жительства, состояния здоровья имеют равные права. В том числе и на медицинское обслуживание. Но администрация поликлиник, разрабатывая и утверждая правила внутреннего распорядка для пациентов, может предусмотреть первоочередное медицинское обслуживание несовершеннолетних из семей с 3 и более детьми. Однако эта норма не является обязательной и зависит от возможностей учреждения здравоохранения и количества многодетных семей, находящихся на обслуживании.


— Елена Николаевна Ероховец из Кричева беспокоит. Хочу спросить: не собирается ли Минздрав вернуть врачей в школы? Участковым педиатрам нелегко приходится. А врач на месте, который смог бы оценить состояние ребенка, оказать первую помощь, — все–таки большая подмога.


— Обязанности медработника в школе — это прежде всего профилактическая работа и оказание первой медицинской помощи. В большинстве школ работают фельдшеры — медсестры с высшим образованием — и со своими обязанностями успешно справляются. А вот полноценную медицинскую помощь должны оказывать поликлиники и больницы.


— Елена Александровна из Минска звонит. Мой родственник лежит в больнице после черепно–мозговой травмы, но скоро его выпишут домой. Мы рассчитывали попасть на реабилитацию в республиканскую клиническую больницу медицинской реабилитации в Аксаковщине, но врачи нам отказали в направлении, поскольку пациент лежачий. Подскажите, куда можно обратиться по поводу реабилитации?


— Лечащие врачи должны определиться, какая реабилитация показана пациенту, и в зависимости от этого принять решение. Но раз вашего родственника отправляют домой, его непременно должны посетить врачи из поликлиники: терапевт, невролог, реабилитолог. В зависимости от состояния больного они разработают индивидуальную программу реабилитации. Во–первых, определят медицинскую составляющую: какие препараты ему принимать, необходим ли массаж и т.д.; во–вторых, научат родственников, как правильно заниматься больным, как за ним ухаживать, чтобы иметь положительную динамику...


— А сколько это будет стоить?


— Это медицинская услуга, а не социальная. Она бесплатна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter