Мои знакомые белорусы, ныне подданные Британии, все как один в шоке от брексита — после 43 лет сложных, но продуктивных отношений страна решилась расстаться с ЕС. Дочь соседки Настя, лет восемь проживающая с семьей в предместье Лондона, рассказывает душераздирающие, по ее мнению, истории – вслед за референдумом обвалился фунт, самыми большими темпами за последние 30 лет, и британцы ломанулись в банки скупать, что бы вы думали, евро и доллары.
Еще день-два назад мои знакомые гордились своей крепкой валютой, а приезжая в Европу, держались высокомерно, как люди голубых кровей, перед которыми все двери должны вмиг распахиваться. И вдруг — такой облом. «Уже не выйдет, — грустит Настя, с мужем британцем поднимающая двоих детей, — как раньше, летать на выходные в Прагу за копейки попить чешского пивка. Если лоукосты уйдут с местного авиарынка, наша мобильность резко ограничится».
Даже те англичане, кто голосовал за выход из ЕС, сейчас крепко призадумались. С одной стороны, так приятно вернуться в «материнское» лоно, с другой, придется отказаться от маленьких радостей жизни, а этого делать ох как не хочется.
На британском острове Джерси пока тишина. Двоюродная сестра Зоя живет там с мужем-британцем лет 15. Пока до них не докатилось эхо лондонских потрясений: «У нас все тихо, жили, как раньше. Местные встревожились, лишь когда узнали, что работа центра по распределению собак из Европы может сейчас осложниться. Ну а так ситуация и без брексита была для простого человека довольно сложной».
Чтобы было понятно, немножко экономики. Минималка в Британии с апреля составляет 7 фунтов 20 пенсов в час (14 602 фунта в год, 1 фунт равен 1,34 доллара). Что можно позволить себе на такие деньги? После уплаты подоходного налога и отчислений в фонд национального страхования остается и того меньше. Съем жилья в Британии — главный удар по кошельку. Средняя стоимость аренды двухкомнатной квартиры в восточной части страны составляла 449 фунтов в месяц, В Лондоне в среднем 920 фунтов. А счета за коммунальные услуги, а траты на продукты питания и общественный транспорт? На все остальное, включая одежду, отпуск, пенсионные отчисления и прочее, остается лишь 94,20 фунта в месяц. Сильно ли на них разгонишься?
Вот две истории, о которых не так давно поведала ВВС. Эмми работает продавцом в магазине провинциального городка и получает минимальную зарплату, как, в общем, и многие люди, занятые в сфере услуг. Иметь машину — непозволительная роскошь. Дома нет интернета, может смотреть только бесплатные телеканалы. Часто приходится отказываться от встреч с друзьями – пабы не по карману, не то что дорогие рестораны. Когда в последний раз ездила в отпуск, не помнит. Или жительница Блэкпула, которая не знает, где взять деньги на школьную форму для сына. Она занята неполную рабочую неделю в обувном магазине, а ее муж трудится на заводе. Оба получают минимальную зарплату. И должны постоянно контролировать расходы. Купить что хочется не могут. А поход с сыном в кино приходится планировать… за несколько недель, откладывая на него деньги. Тем временем работодатель переводит британку с четырехдневной рабочей недели на трехдневную, потому как сам не может позволить платить зарплату повыше. Супруг же будет платить больше налогов и отчислений в страховой фонд. На заводе ему уже сказали, что никаких сверхурочных не светит. И эта семья, как и другие их соотечественники, боится потерять и такую работу.
Опасения британцев небеспочвенны. На днях министр финансов Великобритании Джордж Осборн заявил, что в связи с возможным выходом из Евросоюза страна будет вынуждена сокращать расходы бюджета и повышать налоги. «Жизнь не будет такой же безоблачной», — с печалью признал он. Лидеры ЕС не пойдут на уступки по основополагающим вопросам, таким, как свободное передвижение рабочей силы. И пообещали процесс выхода страны из ЕС сделать максимально неприятным, чтобы другим было неповадно. Иными словами, сегодня простым британцам, чьими настроениями манипулируют политики, ради своей карьеры готовые идти по головам сограждан, не гнушаясь враньем, не позавидуешь. Жизнь в туманном Альбионе для них и без того была трудной. А сейчас еще и стала неопределенной. И кто знает, какие социальные взрывы поджидают некогда монументальную британскую империю в уже самом ближайшем будущем. Развал на несколько небольших государств, возможно, будет еще меньшим из зол.