«Браво, Зидан!..»

Мнение
Грустная история, приключившаяся в финальной игре чемпионата мира, когда Зидан боднул Матерацци, меня, честно говоря, развлекла только на несколько минут. Вскоре забыл об этом эпизоде, потому что я болельщик с сорокалетним стажем и мне приятнее вспоминать, как играли Дубинский, Багрич, Федотов, Численко, Понедельник, Каневский, Лобановский, Базилевич, Малофеев, Мустыгин, Ремин, Метревелли, Месхи, а потом Блохин, Мунтян, Прокопенко, Папаев, Гаврилов, Гоцманов, Гуринович... Не утомил? Могу без устали перечислять десятки фамилий выдающихся игроков, потому что они украшали или, точнее говоря, делали мою жизнь интереснее и лучше. Поэтому «бычизм» Зидана я скоренько выбросил из памяти.

О чем там говорить?

Великий футболист велик тем, что всегда и при любых обстоятельствах остается джентльменом. Хотя футбол — игра парней очень жестких, порой жестоких и во всем очень самолюбивых. Те, кто не обладает этими качествами, остаются в дворовом футболе. И какой профессиональный футболист от вас скроет, что русский мат (а также ругательства на всех иных языках и наречиях) — непременный атрибут каждой игры? Хорошо это или плохо? Не отвечу, потому что стычки и соответствующие крепкие выражения на футбольном поле — данность. Футбол — не балет. И вообще, не новость, что мужики любят крепкое словцо, и если они настоящие мужики, то не очень–то и впадают в безумие, услышав на свое послание «по матушке» точно такой же ответ в собственный адрес. Вот если после этого обмена любезностями кто–то пускает в ход кулаки, это уже далеко от хорошего футбольного тона. Игра с мячом этого не приемлет. В хоккее с шайбой — другое дело. Там мордобой освящен обычаем и является неотъемлемой частью крепкой битвы на льду.

И вот Матерацци (миллионер, сноб, футболист) обругал Зидана (миллионера, сноба, футболиста). Что же Зидан? Он спокойненько отошел от «обидчика», огляделся, оценил обстановку — и мяч, и судьи, и игроки, и внимание зрителей далеко, — подбежал к Матерацци и боднул его головой в солнечное сплетение. Когда поднялся сыр–бор, Зидан пустил в ход запрещенное оружие, поведав доверчивым журналистам, что Матерацци обозвал его «террористом», оскорбив тем самым национальные чувства, намекнув на кабильское (алжирское) происхождение Зидана. Многочисленные идиоты тут же возопили: «Это аморально и неполиткорректно! Матерацци — расист!» Некоторые особо перегревшиеся на июльском солнышке люди вообще потребовали лишить сборную Италии золотых медалей. Когда шум улегся и пришло время трезво оценить инцидент, Зидан, сделав невинное выражение лица, официально заявил комиссии ФИФА, что не было никакого «терроризма», просто Матерацци плохо отозвался о его сестре, а он «как настоящий мужчина не стерпел» и т.д.

Если бы этот вполне криминальный эпизод разбирали не в комиссии ФИФА, а в полицейском участке, то Зидану было бы несдобровать. Потому что в его действиях — а телекамеры показали это вполне добросовестно — был явный умысел. Никакого состояния аффекта, никакой «несдержанности». Он, повторяю, спокойно оценил обстановку, выбрал время и нанес сопернику по игре страшной силы удар. По самым либеральным уголовным кодексам — чистой воды насилие и хулиганство. Хладнокровное, обдуманное и жестокое.

Оставляю за всеми желающими любить Зидана и дальше и гордиться им, а также считать лучшим игроком чемпионата. Я это делать отказываюсь. Для меня этот человек как спортсмен почил в бозе.

Вот почему и постарался обо всей гадости забыть.

Но вдруг читаю одну либеральную московскую газету — недавно, кстати, купленную Михал Сергеевичем Горбачевым! — и натыкаюсь на статью, в которой через каждые три строчки звучит: «Браво, Зидан!» Узнаю, что, оказывается, Зидан нокаутировал Матерацци и не из–за «террориста», и не за «сестру», а из неких куда более высоких эстетических и моральных принципов! По смелой версии московского публициста, Зидан, оказывается, своим «поступком» бросил вызов... бездуховности чемпионата мира, коммерциализации футбола, продажности судей и вообще, вонзив голову в живот Матерацци, показал всем хлюпикам, как должен уходить из спорта настоящий мачо.

Ладно. Знаем мы московских публицистов. Они для красного словца и родную мать на посмешище выставят.

Конечно, Зидан в облике борца с коммерциализацией и высокими гонорарами топ–игроков — блестящая творческая находка журналиста, решившего поразить читателей «оригинальной» точкой зрения. Тем более сейчас появилось много ниспровергателей... Но представьте, кем бы был без футбола «ниспровергатель» Зидан? Обыкновенным мойщиком машин на какой–нибудь окраинной марсельской бензозаправке. Футбол дал ему миллионы, виллы, акции и все остальное. И этот благополучнейший буржуа — ниспровергатель?

Но вот выступает на телевидении актер Гафт. Замечательный актер. Сколько создал мужественных и ярких образов, как перевоплощался! До сих пор перед глазами стоит его полковник–герой из «Анкор! Еще Анкор!». А какие тонкие эпиграммы приписывает ему молва! Но вот актер рассуждает о Зидане. И опять: «Так поступают настоящие мужчины... Я бы хотел поступать также». И далее в таком же духе.

И вспомнился мне незабвенный Дмитрий Сергеевич Лихачев. В юности, как известно, он был брошен на соловецкую каторгу и о преступном мире с его звериными повадками узнал не из слащавых песенок Михаила Круга. Дмитрий Сергеевич, помнится, довольно презрительно говорил о некоторых советских интеллигентах, пускавших слюни при прослушивании очередного блатного шансона:

— Такие вот приходящие в восхищение от блатной романтики кончают в тюрьме тем, что за полпайки хлеба чешут на сон пятки «паханам»...

...Те, кто восхищается Зиданом, который дал миллионам людей урок жестокости и злого коварства, кто показал очень плохой пример детям, или не отдают отчета своим словам, или просто оригинальничают. То и другое — плохо! Хулиган не может и не должен служить образцом для гордости и уж тем более для подражания. Или — футбол, или — Зидан...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter