Фильм Дэвида О.Рассела «Боец» — не просто очередная картина про волевого мужчину, занимающегося спортом. От множества картин типа «Рокки» или «Рестлера» «Боец» отличается несравнимой глубокой психологической проработкой характеров.
Главный герой, ничем, казалось, не примечательный парень Микки Уорд, пытается в буквальном смысле пробиться в мир большого бокса. Однако внутренний накал персонажа не только в том, чтобы раскачать мышцы побольше и отточить технику, а прежде всего в том, чтобы выбрать, за кем последовать в своей карьере. Брат–наркоман может научить его нестандартной тактике ведения боя, с которой он побеждал даже самых сильных противников. Однако от братца в последнее время больше проблем, чем помощи.
Менеджером обоих братьев выступает почти обезумевшая мать. Кстати, очень точно в картине передана обыденная обстановка в типичной американской семье. А, как известно, чем проще выглядит результат, тем сложнее его достижение. Ненавязчивая простота быта — лишнее свидетельство мастерства художника ленты Джуди Бекера, который известен по такому шедевру, как «Меня там нет».
Из этих составляющих и слагается симфония ленты. Фильм «Боец» — намного больше, чем очередной «боксерский фильм». Он не столько про бокс, сколько про все остальное: злые улицы, распад семьи, нелегкое бремя нравственных терзаний, трусость и мужество, причем не только то, которое должно пригодиться в бою, но и мужество повседневное, бытовое, без газетных заголовков, пафоса и золоченых поясов.
Фильмы о судьбах боксеров не сильно между собой отличаются фабулой. Из стройного ряда голливудских историй выбиваются, наверное, единицы. К примеру, «Бешеный бык» Скорсезе. Но с «Бешеным быком» история особая: этот фильм, вообще, не столько спортивная драма, сколько драма индивидуальная, и для Скорсезе прежде всего. «Боец» Дэвида О.Рассела, к слову сказать, близок к «Бешеному быку» самоотверженностью исполнителей и грязной жизненностью истории.
Конечно, в отличие от фильма Скорсезе «Боец» не щеголяет такой же блестящей стилизацией и шикарной операторской работой. Но снят тем не менее очень неплохо: более реалистично, без прикрас и без намеренных упрощений.
Например, истеричные, со всеми и вся, разборки матери Уорда тут смотрятся страшнее спортивных сцен, при виде их действительно становится не по себе. Именно отлично написанные и поставленные эпизоды ссор почти между всеми персонажами являются краеугольным камнем картины, формируют у зрителя хаотичное ощущение сумасбродности происходящего, заставляя сопереживать несчастным героям.
Это вовсе не означает, что собственно боксом Расселл пренебрегает — поединки поставлены достоверно и зрелищно, а Марк Уолберг играет, как давно не играл.
У фильма уже есть два «Оскара» за актерские работы второго плана. Наград удостоились Кристиан Бейл и Мелисса Лео. Их самоотверженность, как и нестандартный подход режиссера к теме, Американская киноакадемия оценила вполне по достоинству.