Большое видится с расстояния

В конце весны Музей современного изобразительного искусства собрал у себя галеристов, художников и искусствоведов, предложив им высказать свои самые острые проблемы...

Увы, за удовольствием на актуальные выставки у нас еще ходят немногие. Что, в принципе, понятно: до недавнего времени увидеть нетрадиционное современное искусство даже в Минске удавалось нечасто. Да и узнать о таких выставках зрители, не входящие в круг друзей художника, зачастую могли лишь случайно... Теперь подобные выставки, причем как наших, так и зарубежных авторов, - совсем не редкость. Но приходят туда все те же друзья художников и не особенно многочисленные восторженные интернет-пользователи, уяснившие, что современное искусство - это модно и тренд...


В конце весны Музей современного изобразительного искусства собрал у себя галеристов, художников и искусствоведов, предложив им высказать свои самые острые проблемы. Тогда же и возникла идея создания Белорусской ассоциации музеев и галерей - понятное дело, что сообща многое решается быстрее и проще, нежели в одиночку. Судьбой этой ассоциации я и поинтересовалась, переступив порог кабинета директора музея, искусствоведа Натальи Шарангович.


- Похвастаться, что ассоциация создана, я пока не могу, - признается Наталья Васильевна. - Возможно, слишком спонтанно мы ее задумали. Но ведь немало действительно важного происходит спонтанно! Предложения о том, чем должна заниматься будущая ассоциация, музей получает все это время. Очевидно, что интерес к возникновению такой организации не пропал... Собственно, почему вообще возникла эта идея? У нас много интересных, ярких художников, открывается масса персональных, даже групповых выставок, но крупных проектов, создающих единое большое действо, почти нет. Главная задача ассоциации - сделать современное искусство более популярным, более значимым. Чтобы больше ни у кого не возникало вопросов, нужно оно или нет. Существуют же в одном культурном пространстве оперный театр и авангардные музыкальные коллективы, Купаловский и экспериментальный пластический театры... Если объединятся хотя бы 2 - 3 галереи и сделают сравнительную выставку-презентацию белорусского искусства вместе с художниками какой-либо из европейских стран, это станет событием не только для искусствоведов. Почему вслед за "Арт-Москвой" и "Арт-Киевом" не может появиться "Арт-Минск"? Такие проекты не просто объединяют художников, они вызывают всплеск интереса публики к искусству как таковому. А публику, хотим мы того или нет, надо воспитывать. Современное искусство требует интеллектуальной работы.


- Но расхожее мнение, что актуальное искусство - это то, что легче всего обругать, все еще в ходу.


- Вот вам свежий пример. В июне в нашем музее прошла выставка Георга Базелица. Одного из самых известных, дорогих и продаваемых современных художников. По идее, такая выставка должна вызвать бешеный интерес, за возможность увидеть Базелица не грех и в очереди постоять. Но никаких очередей не наблюдалось. Люди заходили, интересовались, некоторые даже недоверчиво уточняли: неужели и правда тот самый Базелиц в Минске? Но ажиотажа не было. Потому что для того, чтобы оценить его искусство, нужно как минимум знать, что Базелиц - это мировая величина. И хотя бы попытаться понять, почему в своих работах он переворачивает людей с ног на голову... Кстати, чаще всего этот вопрос задавали дети.


- Кто-то им мог объяснить - почему?


- Любой из сотрудников нашего музея охотно ответит на любой вопрос посетителей - только спрашивайте! Все-таки мы - не классический музей...


- И даже постоянной экспозиции у вас нет.


- На территории СНГ мы первыми создали Музей современного изобразительного искусства и... остались последними, кто так и не обзавелся достойным помещением. В России, Украине, Казахстане - везде сейчас есть свои, большие, значимые музеи современного искусства. А мы - по-прежнему на своих временных площадях... Но я все же надеюсь, что этот вопрос в конце концов решится и у нас будет не два, а гораздо больше выставочных залов, где любой сможет увидеть, как развивалось национальное и европейское искусство в последние десятилетия. А пока мы стараемся приучить публику к мысли, что о современном искусстве важно говорить, чтобы его понять. Поэтому и начали проводить у себя в музее лектории, конференции, дискуссии... Времена, когда художник, повесив картину на стену, полагал, что все этим сказал, остались в прошлом. Посмотрите, как ведут себя сегодня молодые авторы у нас и за рубежом, как ярко и необычно они презентуют свои проекты...


- Раз уж речь зашла о зарубежных проектах... Не так давно в Москве прошла большая выставка молодого белорусского искусства. Как ее там восприняли?


- Многие гости признавались, что до этой выставки считали нас очень академичной страной. Белорусское классическое искусство хорошо известно в мире, и на этом фоне творческие поиски нашей молодежи выглядели еще ярче, еще необычнее... Немало имен, представленных на этой выставке, российской публике хорошо знакомы. Но одно дело, выставляться поодиночке, и совсем другое - собрать вместе 50 молодых художников, чтобы публика увидела, что это - явление, и весьма интересное... Звучали даже предложения показать эту выставку не только в Москве и Питере, как планировалось поначалу, но и в других российских городах.


- Хочу задать вам еще один вопрос. На сей раз как комиссару белорусского павильона на следующем, 54-м, Венецианском бьеннале. На каком этапе подготовка к этой престижной выставке?


- Дело в том, что только на днях было объявлено имя куратора - это критик и искусствовед Биче Куригер, основатель и главный редактор журнала "Паркетт", одного из самых авторитетных изданий в мире современного искусства. Что она предложит Венеции, пока неясно - теперь все ждут, когда объявят главную тему будущего бьеннале... Ну а мы сейчас заняты поиском помещения для своего павильона, ведь концепция выставки не в последнюю очередь зависит от конфигурации выставочного пространства. Дирекция бьеннале готова предложить нам несколько помещений в разных частях Венеции, и как только станет известна тема, мы сможем их посмотреть. Вот тогда можно будет поговорить и о концепции белорусского павильона... Впрочем, уже сейчас многие художники приходят в музей со своими предложениями. Мы рассмотрим абсолютно все идеи - приходите, нам важно выслушать всех. Чтобы наш павильон прозвучал и участие Беларуси в Венецианском бьеннале стало постоянным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter