Больше оптимизма!

Мысль формирует настроение

Мысль формирует настроение


Победить, укротить, обезвредить — наше стремление быть здоровыми похоже на ожесточенный бой. Скептик скажет: неравный, вечный! Того же мнения придерживается и Александр Тихомиров, психотерапевт РНПЦ «Кардиология». И предлагает посмотреть на болезнь под неожиданным углом: не бороться с ней, а смиренно учиться, прилежно усваивать ее уроки. «Парадокс современной медицины в том, что чем более мощные способы и лекарства создает наука, тем дальше победа над недугами. Со студенческой скамьи врачей учат лечить почки, печень, легкие, селезенку, дают самые многообразные знания об инфекциях и других вредных факторах, разрушающих организм. А где же отдельно взятый человек? Почему один болеет, другой — нет? Кто в этом виноват?» — задавшись такими вопросами однажды, Александр Сергеевич пришел к не менее парадоксальному (но отнюдь не сенсационному) выводу: болезнь — это наш ребенок. Мы сами ее вынашиваем и порождаем. Интересно, как?


— Своими мыслями, потому что мысль формирует настроение, а настроение, в свою очередь, — все события вокруг нас. Если насыпать на стол железных стружек, а под столешницу приставить магнит, то все стружки выстроятся по законам магнитного поля, создав определенный рисунок. Так и мы с вами: если мы злимся, то наша собственная собака может укусить, муж — наговорить гадостей, ребенок — разочаровать. Так и любая болезнь, которая тысячами нитей связана с нашими чувствами и эмоциями. С чего, например, берет начало вегетососудистая дистония? С внутренней борьбы между тем, что есть, и тем, что хочется, тем, что требует тело, и тем, что разрешено, и т.д. В результате человека «трясет», начинаются спазмы... Что нередко лежит в основе гипертонической болезни? Хронический страх! Каждый 6 — 7–й пациент страдает от учащенного сердцебиения, а оно является главнейшим признаком пусть неосознаваемого, но ожидания неприятностей. Механизм, как правило, такой. Вполне безобидное событие, когда–то связанное с опасной ситуацией, сохраняется в подсознании. И подсознание его страшится, готовит организм к тому, чтобы быть во всеоружии. Самый быстрый путь — сделать кровообращение очень интенсивным, а это возможно только при повышенном давлении. Если же подсознание «осенит», что опасность может прийти в любой момент, то организм постоянно должен быть на взводе. Поднимая артериальное давление, он как бы отвечает: «Всегда готов!» Так что можно предположить, что в первые годы гипертония — вовсе не болезнь, а симптом. Уберите причину тревоги и беспокойства — давление нормализуется без лекарств. Если человек живет не так, как хочется, выполняет обязательства, которые не брал, если чувствует, что он игрушка в руках неведомых сил, — это прямая дорога на больничную койку.


— Истории ваших подопечных это подтверждают?


— Всегда! Раньше я работал с онкологическими больными, сейчас с пациентами, которым пересаживается сердце, и все они без исключения, по моим наблюдениям, в прошлом пережили дистресс. Прошу не путать со стрессом! Потому что, если стресс человеку нужен, чтобы приспособиться к непонятному и неизведанному, то дистресс — это длительное, сильнейшее и разрушительное раздражение. То, к чему вы абсолютно не готовы, как если бы вас вывели на лед босиком. Иммунная система начинает работать на то, чтобы вывести организм из патового состояния — тут и поднимают голову все инфекции, мелкие недомогания, зародыши болезни, которые прежде с нами прекрасно сосуществовали. Бывает дистресс хронический. Скажем, в онкологии я часто видел одну и ту же картину: женщина живет с нелюбимым мужем и заболевает раком матки. Или женщина приносит себя в жертву — детям, мужу, работе, образно говоря, всех «кормит грудью» и у нее обнаруживают рак молочной железы. Более того, я столкнулся с феноменом, который назвал для себя «неосознанное стремление к смерти». Это когда бабушка после операции просит: «Сынок, памагi! Усе ж людзi жыць хочуць!» Спросишь ее: «А вот так, как сегодня?» «Ой, не, так — не хачу. Муж бье, сын пье, хваробы замучылi». В 8 случаях из 10 болезнь — щит от внешних обстоятельств. Он нужен, при помощи его мы пытаемся решить какую–то свою проблему, причем не осознавая того! Вот почему, когда я беседую с пациентами, всегда интересуюсь: а за что вы можете сказать спасибо этой больничной койке?


— Не слишком ли — сказать спасибо раку или инфаркту?


— А они ведь прежде всего предупреждают: одумайся! Пересмотри приоритеты! На сегодня к психосоматозам, то есть заболеваниям, порожденным эмоциональными переживаниями человека, относят более 100 недугов — от мигрени и сахарного диабета до многих видов рака и аутоиммунных патологий. Такую болезнь априори невозможно излечить, если не разобраться с психологической составляющей. Да, тебе дадут «костыли», научат ходить заново, но если ты опять вернешься к прежнему образу мышления — к тебе возвратится и болезнь. Знаете, в чем я вижу свою главную задачу, работая с самыми тяжелыми больными?


— Дать надежду?


— Я, по сути, занимаюсь моделированием. Помните туфельку в сказке про Золушку: кто в нее ногу засунет, того принц замуж возьмет? И все пытались — со слезами на глазах. Человек тоже живет по определенной модели, но если в один прекрасный день не перестроится, не поменяет свою «туфельку», то разотрет ноги до кровавых мозолей. Сумеет перестроиться — болезнь отойдет в сторону. Знаю это по себе: 10 лет назад я перенес один инфаркт, потом второй. Мне сказали: вам осталось жить 6 месяцев. И я подумал: что мне делать? Это очень важный вопрос, который я бы посоветовал задать в душе каждому, даже здоровому человеку: что, если мне осталось полгода? Тогда он поймет, что действительно в жизни имеет цену. Как видите, сегодня я по–прежнему живу, работаю. Но это, думаю, только потому, что я изменил свою «модель», работал над собой мысленно помногу раз на дню все эти годы. С участниками программы по пересадке сердца мы тоже обговариваем: зачем жить дальше? Просто для того, чтобы «было, как раньше», — маловато. Это — тупик. Кто–то решил, что изменит свою «модель» ради детей, кто–то, — только не удивляйтесь, чтобы найти бессмертие...


— Итак, мысль материальна?


— Более, чем вы думаете! От того, с какими мыслями врач подходит к больному — как к близкому родственнику или как к «среднестатистической единице» — зависит, как пойдет выздоровление. От того, с какими мыслями вы принимаете таблетки — на ходу, горстью, или же четко представляя, что, к примеру, вот эта пилюля расширит сосуды вашего больного сердца, и вы почувствуете тепло, — зависит, насколько она окажется эффективной. А от того, на какую волну вы настроите свой «приемник», зависит и ваш «диапазон».


— Александр Сергеевич, с чего же тогда посоветуете начать «уроки»?


— Учитесь брать на себя ответственность за все, что с вами происходит! За семью, за детей, за болезнь, да даже за погоду на улице. Вы это подсознательно хотели — и получили. Но у вас есть «внутренний» ресурс все исправить.


Кстати


Одно из наиболее впечатляющих исследований по психосоматике провел ученый Т.Холмс, изучавший реакцию человека на угрозу и конфликт. И клинически, и экспериментально было установлено: на унижение или неприязнь организм может отвечать самым неожиданным образом — слизистая носа краснеет, носовые проходы припухают, начинается насморк.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter