Большая перемена

Среднестатистический портрет нынешнего ученика вечерней школы кардинально отличается от представителя поколения 60 — 70–х годов прошлого века...

Среднестатистический портрет нынешнего ученика вечерней школы кардинально отличается от представителя поколения 60 — 70–х годов прошлого века, хорошо известного нам по любимым фильмам «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Большая перемена». На смену задиристому Ганже и бестолковому любителю танцев Генке Ляпишеву пришли совсем другие герои.


У 22–летней Светланы, ученицы Барановичской вечерней школы, к примеру, уже трое детей: первого родила в 17, будучи ученицей 9–го класса средней школы. Ходит в «вечерку» на занятия и 16–летняя Жанна, которая сейчас ждет ребенка. Обе, невзирая на жизненные обстоятельства, твердо намерены в дальнейшем получить аттестат о среднем образовании. Молодых мам, к слову, в «вечерке» около 20 процентов от общего числа учеников.


В соседнем классе за партой сидит 25–летний Артур, за плечами которого немалый срок за хулиганство. Алкоголик, скинхед, вор и даже убийца — для вечерней школы вполне обычные ученики. К примеру, в Барановичах ее посещают 10 человек, освободившихся из мест лишения свободы. 17 учеников состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних... Кто–то воспринимает школу как промежуточную станцию, кто–то — как возможность изменить жизнь и пойти по новому пути. Один из таких, Виктор, пришел сюда с ярлыками «трудный» и «необучаемый», а здесь стал секретарем ячейки БРСМ, получил аттестат с хорошими оценками, продолжил образование в лицее и сейчас уже два года работает бригадиром строителей.


Барановичская «вечерка» — одна из самых старых в стране. Открылась еще в 1937 году. Тогда она располагалась на улице Вильчковского. После войны школа заняла деревянный дом на Клубной. Там пробыла до конца прошлого века, а менее десяти лет назад переехала в каменное двухэтажное здание бывшей общеобразовательной школы. Не так давно его отремонтировали, сменили окна и двери на «пластик».


Однако оказалось, что комфорт и тепло «вечерникам» достались ненадолго. На днях они подняли тревогу, наперебой дозваниваясь в корпункт «СБ»:


— Помогите! Вечернюю школу закрывают, а нас отправляют сдавать экзамены экстерном. Для многих это сложно. Как нам окончить учебу?


Сложно — еще и как! Успеваемость «вечерников» блестящей не назовешь. Почти три четверти чаще всего видят в своих дневниках «тройки» и «четверки», четверть — «пятерки» и «шестерки», и лишь 4 процента добиваются высоких оценок. Об отличниках директор Барановичской вечерней (сменной) школы Владимир Буйкевич, предоставивший мне эти данные, и не вспомнил.


Так неужели правда — закрывают?


В управлении образования Барановичского горисполкома успокоили:


— Школу не закрывают, а реорганизуют, — подчеркнул начальник управления Николай Хитрик. — Все учащиеся — а их сейчас 157 человек — будут переведены в вечерние классы, которые откроются на базе общеобразовательной школы. Какой именно — пока не определено.


Не останется без работы и педагогический коллектив: нагрузка сохранится для всех 19 работников. Управлению образования слишком затратно содержать отдельное здание для полутора сотен учеников. Реорганизация вечерней школы позволит сэкономить значительные средства. О закрытии же речь не ведется.


— Получение общего среднего образования в вечерних школах все еще востребованно, — расставил акценты начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков. — Сейчас в стране работают 55 вечерних школ. Кроме того, в 39 дневных школах открыты вечерние классы, в которых обучается более 10 тысяч человек. Выбор — быть в населенном пункте школе или классам — остается за городским или районным руководством.


Тем не менее число желающих посещать вечернюю школу ежегодно уменьшается. Возможно, «виновата» мода на высшее образование, путь к которому, как правило, лежит все–таки через среднюю школу, гимназии и лицеи. В Барановичах, к примеру, среднее образование там получает около 95 процентов молодых людей.


— Но учиться в «вечерке» проще, — считает Владимир Буйкевич. — Программу, на которую в обычной средней школе отведено 2 года (10–й и 11–й классы), в вечерней ученики осваивают за 3. Хотя суммарное количество часов по предметам остается неизменным. С нашими учениками также работают психологи и социальные педагоги. Да и адаптироваться им, не вписавшимся по разным причинам в «дневной» общеобразовательный процесс, здесь, где все примерно в равных условиях, легче.


Именно поэтому лично у меня возникает несколько вопросов относительно упомянутой реорганизации: целесообразно ли возвращение непростых учащихся в обычную среднюю школу, насколько оправданно ежедневное общение ее учеников с бывшими заключенными или хулиганами? Возможно, удачным решением стало бы предоставление «вечерникам» отдельного крыла здания, целого этажа или организация занятий только в вечернее время — без исключений.


Справка «СБ»


Сегодня в Брестской области действуют 5 вечерних школ, в Витебской — 7, в Гомельской — 10, в Гродненской — 2, в Минской — 16, в Могилевской — 12, в Минске — 3.


Кстати


Современная система вечернего образования начала складываться в годы Великой Отечественной войны. Сеть школ рабочей и сельской молодежи была создана в соответствии с постановлениями Совнаркома СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (1943 год) и «Об организации вечерних школ сельской молодежи». В 1958 году эти школы были переименованы в вечерние (сменные).


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter