Боевая ничья?

В Украине изменена Конституция. Приведет ли это к согласию?
В Украине изменена Конституция. Приведет ли это к согласию?

Вчера Украина заложила новый геополитический вираж: президент Леонид Кучма подписал–таки изменения в Конституцию и избирательное законодательство, необходимые для переголосования второго тура выборов президента. Это, как многие считают, дает почти стопроцентные шансы для победы Виктора Ющенко, но в то же время победителю достанется несколько «надкусанный» плод. Изменения в Конституции означают перераспределение властных полномочий. Теперь премьер–министра и членов правительства будет назначать Рада, а за президентом остается право вносить на утверждение парламента лишь кандидатуры министров–силовиков. Это значит, что президентский пост становится не таким желанным призом. За что же тогда боролись?

К слову, изменения в Конституцию Беларуси, которые вносились по всенародному согласию, через референдум, на Западе были восприняты в штыки. В случае с украинским Основным Законом — восторг и бурные овации. Впрочем, разговор не о том. Главный итог вчерашнего дня: сегодня украинцы проснулись совсем в другом государстве — парламентско–президентской республике.

Сопричастность этим неординарным событиям удалось прочувствовать и автору этих строк. Расскажу, как это было. Начался отсчет третьей по счету избирательной кампании в Украине и, судя по всему, задавать тон в ней будут западные средства массовой информации. Уже вчера «пиарской» «артподготовкой» отметилась газета «Таймс». Британские коллеги воскресили образ таинственного и загадочного мэтра Рене, который был не только парфюмером мстительной Екатерины Медичи, но и владел рецептами неведомых науке ядов. В современной истории зловещим флорентийцем, по мнению газеты, выступил Кремль, который якобы отравил Ющенко, намереваясь того погубить. Эту и многие другие сомнительные сенсации я решил обсудить по телефону с украинскими журналистами, пытаясь взглянуть на перипетии политической жизни Украины их глазами.

«Конечно, устали, — сказала мне корреспондент украинского ежедневника «День» Варвара Жлуктенко. — И от «круглых столов», и от майдана, и от ордеров–невидимок от якобы Интерпола на розыск Юлии Тимошенко, и от диагнозов сомнительного венского доктора, которые всплывают именно сейчас, когда Украину заботят совершенно иные вопросы...»

Голос, ответивший на другом конце провода в редакции газеты «Факты и комментарии», навел на мысль, что со мной разговаривает человек, который объявил бессрочную забастовку сну и вот–вот свалится с ног. Собеседником оказалась Ирина Куцина — корреспондент отдела политики, что, в принципе, особенного значения не имеет. Сейчас в Украине все журналисты, независимо от поля профессиональной деятельности — культуры, спорта или экономики, — так или иначе вовлечены в политику. Особенно жители Киева. Они, как кажется, уже не способны различать, звучат ли речи на майдане или майдан переехал к ним домой. Если на моей первой собеседнице, по ее признанию, висела оранжевая повязка, недвусмысленно указывающая на ее политические симпатии, то Ирина Куцина отрезала: «Я не «оранжевая» и не «голубая»... Я работаю». Тут наш разговор внезапно прервался возгласом: «Кучма появился в парламенте! Сейчас голосование начнется...» Чем закончилось это голосование, вы уже знаете. Кучма разрубил гордиев узел противоречий одним махом, оставив, заметьте, поле для маневра своих политических наследников.

Ладно, созвонимся 26 декабря. Именно этот день покажет, избежала ли Украина опасности раскола страны. А на вопрос, было ли вчерашнее решение Рады историческим, может ответить только сама история. Ведь парламентско–президентская республика — это не панацея от политических кризисов. Скорее наоборот: только научившись преодолевать кризисы цивилизованным путем, овладев языком компромиссов, а не ультиматумов, можно говорить о взаимодополняющем сосуществовании двух властных центров.

По всей видимости, этот процесс все–таки начинается. Вчера украинская оппозиция прекратила акции протеста на площади Независимости в Киеве и других городах. Однако непримиримая Юлия Тимошенко заявила, что не понимает Ющенко, который «после победы пошел на компромисс с властью». Что ж, противостояние, чуть не расколовшее страну, похоже, раскалывает саму оппозицию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter