Бочаров ручей впадает в Неву. В политике бывают и не такие парадоксы. О чем Президенты Беларуси и России договорились в Сочи

Встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина в сочинской резиденции «Бочаров Ручей», прошедшая 7 декабря, запомнится не только более чем пятичасовыми переговорами, но и самым главным — серьезным прогрессом в сближении позиций. Она продемонстрировала, что Минск вовсе не пытается получить от Москвы экономические преференции в одностороннем порядке — об этом как под копирку писали некоторые медиа и телеграм-каналы. Александр Лукашенко недвусмысленно подчеркнул:

— Не просим ничего, не настаиваем ни на чем. Мы договорились давно, развивая наш договор: люди и субъекты хозяйствования должны иметь равные условия для жизни и работы. Равные условия — больше ничего не надо.


«Мы готовы и по 200 долларов газ покупать»

Сегодня цена на российский газ для Беларуси составляет 127 долларов за 1 тысячу кубометров. Однако не цифра настораживает, подчеркнул Александр ­Лукашенко в разговоре с Владимиром Путиным:

— Мы не просим, как некоторые говорят, дешевый газ, дешевую нефть. Мы готовы и по 200 долларов газ покупать и нефть покупать не по 63 доллара за баррель. Главное, чтобы равные были условия. Если наши предприятия покупают за 200 долларов, значит, и конкурирующие предприятия (в России. — Прим. ред.) должны иметь такую же цену. В противном случае мы просто не зададим основу наших отношений. 

И добавил:

— Вы как ученый, кандидат экономических наук понимаете это не хуже меня. Вот единственная проблема, над которой в принципе работают наши правительства. Мы собрались для того, чтобы решить эти вопросы.

Александр ­Лукашенко отметил, что перед встречей с Владимиром Путиным посмотрел российские телеканалы, информацию на ряде телеграм‑каналов:

— Все задаются вопросом в России: а что ­Лукашенко, с чем он туда едет, с чем он приехал вообще? Я скажу, Владимир Владимирович, мы действительно немало сделали. Но мало говорим о том, что сделали, а надо было бы.

«Наша встреча является знаковой»

Российский Президент подтвердил, что министры и руководители правительств провели большую работу по анализу того, что сделано в рамках подписанного ранее Договора о Союзном государстве:

— Поговорили, что и как нужно сделать, чтобы реализовать еще не выполненное в рамках этого документа, что можно было бы актуализировать в связи с меняющимися обстоятельствами. В том числе имею в виду наши отношения с другими коллегами в ЕАЭС, поговорить о перспективах. Мне кажется, в этом смысле наша встреча является знаковой.

При этом Владимир Путин также отметил обоюдовыгодный характер и этой встречи, и союзного госстроительства в целом:

— Хочу выразить надежду на то, что мы и дальше будем делать все, чтобы наши народы и страны чувствовали свою близость, продолжали сближение прежде всего, конечно, в сфере экономики, но не только, также и в социаль­ной сфере, что чрезвычайно важно, а также получали заметные преимущества от этой интеграции.

М.Орешкин рассказывает журналистам о некоторых деталях переговоров.

О первых итогах сочинских переговоров, в частности, о серьезном сближении позиций Минска и Москвы по нефти и газу сообщил журналистам по итогам переговоров министр экономического развития России Максим Орешкин:

— Был напряженный день. На самом деле очень плодотворно поработали по целому ряду направлений. По сельскому хозяйству, связи, по таможне, регулированию нефтяного рынка. Достигли очень серьезного прогресса, даже по вопросу нефти и газа позиции были очень серьезно сближены.

«Вопрос налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года» 

Предметно о конкретных итогах сочинских переговоров рассказал журналистам посол Беларуси в России Владимир Семашко. Во‑первых, найдены подходы к решению вопроса компенсации белорусской стороне издержек из‑за проводимого в России налогового маневра в нефтяной сфере. Дипломат уточнил, что пока мы не договоримся по унификации налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос:

— Поэтому сроки сдвинуты еще на один год. Поставлена задача, чтобы вопросы унификации налогообложения были решены в течение 2020 — 2021 годов и заработали реально с 1 января 2022 года. Вопрос полной компенсации издержек от налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года, так и договорились.

Во‑вторых, вопрос о цене поставок российского газа в нашу страну должен быть согласован в ближайшие две недели.

В‑третьих, Беларусь рассчитывает на компенсацию из‑за инцидента, связанного с поставками загрязненной хлорорганикой нефти:

— Должен приехать Рыбаков (председатель «Белнефтехима» на этой неделе собирается в Москву. — Прим. ред.) с предельно выверенными юридическими документами и выдвинуть эти претензии.

В.Семашко (в центре).

  В‑четвертых, обе стороны нашли необходимые развязки по вопросам, касающимся снятия ограничений на поставки нашего продовольствия в Россию:

— Президенты дали поручение министерствам сельского хозяйства России и Беларуси, чтобы найденный компромиссный вариант оформили и прописали в дорожной карте. Я считаю, это серьезная подвижка.

Наконец, в‑пятых, полностью согласованы проекты интеграционных дорожных карт по электроэнергетике и вопросам сотрудничества таможенных служб.

Иными словами, неразрешимых вопросов не оказалось. Да таковых, видимо, и нет при желании слушать и услышать друг друга. Есть все основания ожидать, что скоро мы увидим и новые результаты двустороннего сближения. Какими они будут — узнаем через 10 дней. Одно ясно: в ущерб национальным интересам ни один международный документ Минск подписывать не намерен. А тем более торговать своим суверенитетом. Для международной торговли у нашей страны множество иных вещей, удобных, здоровых и полезных для каждой из сторон.

Подарок со смыслом?

По завершении переговоров в Сочи телеграм‑канал «Пул Первого» сообщил: «Сегодня заявлений от Президентов не будет. Но у российской стороны точно будет хороший вечер, и все благодаря подаркам от Александра ­Лукашенко. И да, на фото — исчерпывающий перечень подарков. Колбасы, конфеты, сыр, сало!.. Кстати, белорусские гостинцы в новом стиле — раньше в корзины паковали».

 
Спору нет, стильным оказался и подарок Владимира Путина ­Александру ­Лукашенко — самовар и набор для чаепития в традиционном русском стиле. Собственно, мы и так знаем: куда бы ни ехал — в Россию, в Тулу или Сочи, — свой самовар брать необязательно… Но, если шутки в сторону, стоит сказать, что белорусский подарок был, судя по всему, с подтекстом. В новом стиле, но в прежнем безупречном качестве. По сути, все продукты, вошедшие в президентский подарочный набор — александрийские сыры, гродненская бастурма, пинская колбаса, полендвица «Домашняя», клюква в сахаре из Глубокого и печенье «Слодыч», — свободно продаются, оценить их вкус и качество может каждый. И эта же продукция предлагается и на российский рынок. Как знать, не тонкий ли (как аромат белорусской бастурмы) это намек Владимиру Путину меньше слушать паникеров из «Россельхознадзора» про «опасность» нашего продовольствия? Ведь, как известно, лучше один раз увидеть. А еще лучше — попробовать. 
Возможно, ряд аналитиков ожидал, что в Сочи будет подписана программа действий, которая позволит тут же заявить о новом этапе интеграции — и попытаться подменить реальные дела громкими заявлениями. Практики с обеих сторон, а главное — люди, ждут совсем другого. Тем более что позиция Минска по каждому пункту повестки дня вполне конкретна и понятна. Будь то стоимость закупаемого в России природного газа, компенсации недавнего загрязнения нефтепровода или последствий российского налогового маневра. Да и оставить в прошлом периодически возникающие странные препоны на пути белорусской продукции на экспорт не мешало бы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Посол Беларуси в России Владимир Семашко констатирует сокращение отрицательного сальдо в торговле с Россией. Дипломат напомнил, что у Беларуси в прошлом году отрицательное сальдо в торговле с Россией составило 9,7 млрд долларов:

— Это огромные цифры, примерно 15 процентов ВВП. Однако за 9 месяцев текущего года сальдо в белорусско‑российской торговле составило минус 5,9 миллиарда. А за 9 месяцев прошлого года эта цифра составляла минус 7,1 миллиарда. То есть на 1,2 миллиарда долларов мы сократили отрицательный баланс.

Одновременно, добавил Владимир Семашко, темпы роста белорусского экспорта в Россию составили 103,7 процента.

— Поэтому сами оцените: экспорт вырос, а отрицательное сальдо уменьшилось, — резюмировал Владимир Семашко.

БЕЛТА.

КОМПЕТЕНТНО

Роза Турарбекова, директор Центра евразийских и европейских исследований факультета международных отношений БГУ: 

— Рынок нефти и газа — это очень сложный комплекс вопросов. Но Республика Беларусь в этом отношении представляется самым надежным партнером Российской Федерации. Например, что касается сегодняшней ситуации, связанной с запуском «Северного потока − 2», с которым у России уже возникают определенные проблемы. Беларусь же остается надежным партнером. Хотела бы напомнить нашим российским коллегам: порой мы не ценим то, что имеем, а потерявши — плачем. В наших отношениях уже столько пунктов, к которым настолько привыкли, что их даже не замечаем. Между тем их стоит ценить и в определенном смысле учитывать при столь серьезных переговорах.

Георгий Гриц, руководитель Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»:

— Акцент, как мне кажется, стоит переносить на сам ­субъект — что собой представляет Союзное государство, основа которого — правовое поле — действительно должна быть для обеих стран одинаковой. Тогда все частные вопросы — газ, нефть, налоговые преференции и маневры — решатся сами собой, если правовая база будет универсальной для обеих стран, а правовое поле — единым.

ЦИФРА

Беларусь рассчитывает на компенсацию в размере около 70 млн долларов из‑за инцидента с поставками загрязненной хлорорганикой российской нефти.
Президенты Беларуси и России проведут следующую встречу 20 декабря в Санкт‑Петербурге. 
osipov@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter