Ближе к дому

У 54–летнего витебчанина Василия Афонина есть паспорт и прописка, однако последние пять лет он живет... на улице...

У 54–летнего витебчанина Василия Афонина есть паспорт и прописка, однако последние пять лет он живет... на улице. Когда–то работал слесарем на обувной фабрике, неплохо зарабатывал, но из–за пристрастия к алкоголю дома постоянно возникали скандалы. Жена привела в квартиру другого мужчину, и Василий Сергеевич оказался «третьим лишним». Потом потерял работу. Сейчас перебивается случайными заработками в частном секторе: зимой чистит снег, летом — пропалывает грядки. Месяц назад, когда просил милостыню у храма Георгия Победоносца, его забрал милицейский патруль и отвез в Витебскую областную клиническую психиатрическую больницу. А в середине июня, накануне «Славянского базара», в наркологические отделения этой и других клиник области привезли более сорока бездомных.


— Не думайте только, что мы решили очистить город от бродяг перед фестивалем, — упреждает мой вопрос начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома Александр Руколь. — Это не разовая акция, а планомерная работа, в которой, помимо милиционеров, участвуют медики и комитет по труду и соцзащите. Пожалуй, таких серьезных усилий, чтобы вернуть опустившихся людей к полноценной жизни, у нас еще не предпринимали.


Активно вести учет бродяг, выявлять места их пребывания стали в начале года. В марте совместно с Красным Крестом их собрали в санитарном приемнике, помыли, одели, помогли пройти флюорографию. По словам Галины Демченко, заместителя начальника комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома, на необходимость решения этой проблемы обратило внимание руководство области. Координировать работу поручено социальным службам.


— Сначала это нас несколько удивило, ведь бродягами в основном занимается милиция, — вспоминает Галина Михайловна. — Однако сейчас мы определились, кто за что отвечает, наладили взаимодействие.


Автомобильный милицейский патруль отвозит бродяг в больницу. Если утеряны документы, паспортно–визовая служба делает паспорт. С начала года для бездомных их уже оформили более 140. Правда, полсотни владельцев пока никак не найдут 17.500 рублей, чтобы выкупить документ. Одновременно за дело берутся медики. После санобработки Афонина, например, постригли, выдали больничную одежду, нормализовали ему артериальное давление. А 29 его «коллег» сами попросились закодироваться от пристрастия к «зеленому змию».
— Все, кого к нам привезли месяц назад, в той или иной степени страдают от алкоголизма, — объясняет неприятные нюансы заместитель главного врача Витебской областной психиатрической больницы Игорь Пономарев. — Кодирование — процедура платная, и, как правило, у бродяг на нее нет денег. Для них мы ее провели бесплатно. Насильно никого не заставляли.


Пациенты в больницу поступают с букетом болезней — от педикулеза до хронической пневмонии. У одного обнаружили онкологию, был также случай туберкулеза. Больных отправили в специализированные лечебные учреждения. Василий Афонин, который не скрывает, что после выписки ему идти некуда, убирает территорию больницы, ухаживает за цветами. В свободное время даже творчеством занимается: на одной из лавочек соорудил фигуру цыганки–гадалки. Не Музей мадам Тюссо, конечно, но сделано оригинально, с душой. Несколько человек в лечебно–трудовых мастерских больницы шили постельное белье. Заработок не ахти какой, от 20 до 400 тысяч рублей в месяц, но для человека, оказавшегося без средств к существованию, неплохая поддержка.


— Работники территориальных центров соцобслуживания оказывают этим людям материальную, гуманитарную и юридическую помощь, оформляют пенсию старикам, нуждающихся в уходе направляют в дома-интернаты, трудоспособных ставят на учет в центр занятости, — рисует картину социальной адаптации бездомных Галина Демченко. — Провели анкетирование. Удручает, конечно, что 65 процентов из них никогда не работали и работать не собираются. Тут нам всем есть над чем подумать.


Один из самых сложных вопросов — регистрация, без которой невозможно, к примеру, пенсию назначить или стать на учет в центр занятости. Где зарегистрировать человека, если у него нет жилья? Эта проблема должна решиться в ближайшее время. Ожидается, что в Витебске откроется центр временного пребывания для лиц без определенного места жительства. Социальные службы, в ведении которых он будет находиться, готовы приступить к делу, однако не скрывают, что прежде всего настроены помогать тем, кто намерен найти работу и приносить хоть какую–то пользу обществу.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter