Как сложилась судьба футболистов сборной СССР - олимпийских чемпионов 1988 года

Блестит только золото

Олимпийские игры 1988 года в Сеуле, чье 30–летие отмечается как раз в эти дни, впору вписать золотыми буквами в историю нашего спорта. То была последняя Олимпиада для сборной Советского Союза, и с нее чемпионами вернулись Ирина Шилова, Александр Романьков, Татьяна Ледовская, великолепные гандболисты, Камандар Маджидов, Вячеслав Яновский, гимнастки Светлана Баитова и Светлана Богинская, искусница Марина Лобач, богатырь Александр Курлович, гребец Виктор Ренейский. Прекрасный со спортивной точки зрения Сеул–1988, естественно, памятен и другими неординарными сюжетами — лихим забегом на станозололе канадца Бена Джонсона, результат которого позже был естественным образом аннулирован, и невероятной скоростью американки Флоренс Гриффит–Джойнер, чьи мировые рекорды не побиты до сих пор. Сеул памятен снятием из–за допинговых проколов всей команды болгарских тяжелоатлетов и драмой нашего штангиста Леонида Тараненко, которого, несмотря на великолепную форму, не пустили в Корею подковерные игры. Сеул — это еще и американский прыгун в воду Грег Луганис, который, как выяснится, выступал в олимпийском бассейне, будучи ВИЧ–инфицированным (позже он признается еще в нетрадиционной сексуальной ориентации). Сеул — это возвращение в олимпийскую программу тенниса, это победа советского интернационала над американскими (и югославскими) баскетболистами. И, конечно, это вторая после Мельбурна–1956 победа советских футболистов в олимпийском футбольном турнире. Между прочим, последняя крупная победа будь то советских, российских, белорусских команд на уровне сборных.


Заглянем в протокол финального матча.
БРАЗИЛИЯ — СССР — 1:2 (1:0)

1 октября 1988 г.

Финальный матч XXIV Олимпиады.

Сеул. Олимпийский стадион. 74.000 зрителей.

Судья: Жерар Биге (Франция).

Бразилия: Клаудио Таффарел, Луис Карлус Винк, Алоизиу, Андре Круз (к), Жоржиньо, Андраде, Милтон, Нето (Эдмар, 72), Карека, Бебето (Жоао Пауло, 75), Ромарио.

Тренер: Карлос Альберто Силва.

СССР: Дмитрий Харин, Гела Кеташвили, Сергей Горлукович, Евгений Яровенко, Виктор Лосев (к), Алексей Михайличенко, Евгений Кузнецов, Арминас Нарбековас (Юрий Савичев, 46), Владимир Татарчук, Игорь Добровольский, Владимир Лютый (Игорь Скляров, 115).

Тренер: Анатолий Бышовец.

Голы: Ромарио (29), Добровольский (60, с пенальти), Савичев (103).

Предупреждения: Кеташвили (42), Карека (42), Винк (72), Татарчук (78), Горлукович (91), Алоизиу (115).

Удаления: Татарчук (110 — вторая ж.к.), Эдмар (112 — грубая игра).
История не дает соврать: после Олимпиады главный тренер первой сборной страны и киевского «Динамо» Валерий Лобановский высказался в том духе, что, мол, в Сеуле и обыгрывать–то некого было: «Там одни парикмахеры выступали...» С этих слов в общем–то и началось некое несознательное принижение заслуг той золотой олимпийской команды. И даже сейчас, когда в России и рядом с ней постоянно оказываются на слуху имена футболистов из «поколения неудачников» (Кирьяков, Колыванов, Шалимов, Радимов, Семак, Юран, Мостовой), те самые подлинные Гераклы с Олимпа оказались будто отодвинуты на задний план. Где они сейчас, что с ними? Попробуем найти ответы и устранить несправедливость.

А для начала пару слов о «парикмахерах». Итальянцы, которых советские футболисты уделали в полуфинале, привезли в Сеул состав из игроков «Ювентуса» и «Милана» — с Чиро Феррарой, Мауро Тассотти, с Пальюкой в воротах и Карневале в нападении. Ну и бразильцы, конечно, тоже не были с карнавала: достаточно сказать, что в их составе в Корее блистали Ромарио, тогда еще известный как Фариас, Бебето, Таффарел — шесть человек из Сеула стали чемпионами мира в 1994 году! Однако шестью годами ранее их затмили Добровольский, Михайличенко, Горлукович, Лосев, Кеташвили, Харин, Юрий Савичев. Легенда гласит, что идея выпустить на замену московского торпедовца пришла к главному тренеру сборной Анатолию Бышовцу во сне, а потом сон оказался вещим: в дополнительное время Савичев использовал скидку Лютого, вышел один на один с Таффарелом и забил решающий мяч.

Белорусский след


Уроженец деревни Боруны Ошмянского района Сергей Горлукович вот уже много лет держит в России первенство по байкам о самом себе. Даже без
Ромарио и Сергей Горлукович (справа).
личного знакомства с защитником многие могут рассказать, как он выпивал по две бутылки водки после матчей, а потом приходил заранее на тренировку и выгонял из организма алкоголь. Как за это дело его отчитывал Лобановский («Знаешь, где сейчас Элькьяер играет?» — «Нет». — «Нигде. Все думают, что водка однажды закончится, а она никак не кончается. Уж сколько поколений ушло из–за нее. Она живет, а люди — уходят»). Как любил баню. Как храпел до невозможности. Как от молодых спартаковцев получил прозвище Дед. Как бил полицейского.

И вот этот брутальный человек плакал на церемонии награждения в Сеуле: «В момент вручения медали вообще никаких ощущений не было. Пустота. А вот когда гимн заиграл, чувствую — слезы текут. Слушаю и вспоминаю Ирину Роднину с ее слезами на пьедестале. Никогда не думал, что тоже плакать буду. Да и гимн у нас такой, что нутро выворачивает. Сам от себя не ожидал».

Принято считать, что Горлукович (в ту пору уже перебравшийся в Москву в «Локомотив») был единственным игроком олимпийской команды, чья карьера началась в белорусских клубах. Но это не совсем так. Один матч в отборочном олимпийском турнире провел еще Валерий Панчик — в начале 80–х один из основных защитников могилевского «Днепра».

На холмах Грузии


Гела Кеташвили — единственный олимпийский чемпион по футболу в истории Грузии. Это про него рассказывают, как после первого дополнительного
В стенке (слева направо): Гела Кеташвили, Арминас Нарбековас, Алексей Михайличенко, Владимир Лютый, Евгений Кузнецов и Виктор Лосев.
тайма финального матча в Сеуле он радостно стал кричать «Ура! Мы — чемпионы!» и как партнерам пришлось приводить его в чувство.

История Кеташвили в общем–то грустная. Многообещающего игрока после олимпийского успеха сватали в клубы Москвы и Киева, но его запугали грузинские националисты, и он остался на родине. В первом матче независимого чемпионата своей страны Кеташвили забил мяч в свои ворота, и с этого момента его карьера пошла наперекосяк. Травмы, страшная автоавария — и в общем–то футболиста Кеташвили не стало. Он работал в дорожной полиции Грузии в отделе регистрации транспортных средств, откуда ушел со скандалом.

Свою олимпийскую медаль Гела отдал в фонд помощи беженцам из Абхазии, а потом оказалось, что ее пытались вывезти за границу. Награду обратно футболист получил только год назад. Сейчас он работает в ассоциации ветеранов грузинского футбола.

Балтийский ветер

Юрий Савичев (справа).
Нарбековас и Янонис стали олимпийскими чемпионами, а вот Баранаускас и Иванаускас играли только в отборочных матчах. Последний еще недавно работал в брестском «Динамо» и привозил к нам самого Марадону. У Янониса нынче бизнес в Австрии, у Нарбековаса — детская футбольная академия в Литве, Баранаускас тренирует. Как видим, биографии игроков легендарного вильнюсского «Жальгириса» выглядят обычными биографиями бывших футболистов. Однако стоит заглянуть в Википедию, прочитать про Нарбековаса («Родился в поселке Гаргждай под Клайпедой. Отец по национальности татарин — Андрей Нарбеков, капитан Советской Армии, после войны служил в Литовской ССР, участвуя в разгроме отрядов «лесных братьев». После этого поселился в Гаргждае, где женился на местной девушке. Арминас — 8–й ребенок в семье и самый младший), и жизнь сразу начнет представляться в своем безумном многообразии. Возможно, вы даже удивитесь, но именно Нарбековас в ноябре 2003 года, к 50–летнему юбилею УЕФА, был назван Литовской футбольной федерацией лучшим литовским футболистом за полвека.

Есть только миф

Вадим Тищенко.
Об одном из лидеров той олимпийской сборной полузащитнике днепропетровского «Днепра» Вадиме Тищенко недавно довелось прочитать следующее: «Незадолго до поездки в Сеул Вадим получил тяжелую травму. После того как вся команда сдала перед Олимпиадой обязательные анализы на допинг, Бышовцу позвонил председатель Спорткомитета СССР Грамов со словами о том, что Тищенко задействовать нельзя. Как оказалось, чтобы поскорее поставить игрока на ноги, в послеоперационный период лечения применялись запрещенные препараты, ускорявшие заживление травмированного колена». В итоге Вадим отправился в Корею, на поле не появлялся, но свою медаль получил и обмыл ее даже веселее всех...

Тищенко понадобилось много мужества, чтобы после травмы не просто вернуться в футбол, но и стать капитаном в родном «Днепре», поиграть за границей. В 2015 году, когда «Днепр» играл в финале Лиги Европы, он был спортивным директором клуба. Казалось, все хорошо. Но в декабре того же года после сердечного приступа Вадима Тищенко не стало. А потом из украинского футбола исчез ФК «Днепр», а с карты пропал Днепропетровск...

Осколки империи


«Блестит только золото! Все остальное пахнет...» — эти слова Анатолия Бышовца сегодня вспоминают многие, кто интересуется той командой. Рассказывают, как в ходе тренировок главный тренер предлагал игрокам плюхнуться в лужу и вроде как даже специально заливал эти лужи на поле. Как перед Олимпиадой возил команду на аудиенцию к Папе Римскому. Как подбирал и пестовал коллектив.

Игорь Пономарев и Игорь Добровольский.
Свое золото Бышовец и его команда получили, однако дальнейшие карьеры у них, по большому счету, не сложились. У Анатолия Федоровича случилось сразу несколько трагикомических историй в сборной России, а его игроки предпочли сытую и благополучную жизнь большим футбольным карьерам. Как наш Гоцманов, уехал в Штаты вслед за женой–гимнасткой Игорь Скляров. Завис в Швеции Игорь Пономарев. Юрий Савичев тренирует какую–то русскую команду в Германии. Сергей Фокин одно время работал на конвейере «Фольксвагена». У Владимира Лютого в Германии хоть бизнес, а о Владимире Татарчуке, Алексее Череднике и Евгении Яровенко информации совсем мало. После марсельского «Олимпика» и мадридского «Атлетико» вернулся в Молдову Игорь Добровольский. Дмитрий Харин после «Челси» и «Селтика» остался в Англии. Бывший игрок «Глазго Рейнджерс» Алексей Михайличенко сменил много футбольных постов в Украине, а сейчас работает спортивным директором киевского «Динамо». Александр Бородюк был помощником Хиддинка в сборной России, а некогда капитан и вожак олимпийской сборной Виктор Лосев в последние годы больше работает помощником помощника.

Эта команда могла стать легендарной, но всего лишь сложила легенду о себе.

К сведению


В рамках Олимпийского турнира–88 сборная СССР провела 14 матчей. В отборочном раунде она по два раза встречалась с командами Турции (2:0, 2:0), Болгарии (1:0, 2:0), Норвегии (0:0, 1:0) и Швейцарии (4:2, 0:0). В Южной Корее наши футболисты сыграли вничью с хозяевами турнира (0:0) и победили Аргентину (2:1), США (4:2), Австралию (3:0), Италию (3:2) и Бразилию (2:1).

Золотые медали завоевали: Харин, защищавший ворота во всех 14 матчах, Михайличенко (забил 7 мячей), Лютый (3 мяча), Добровольский (8 мячей) — по 13 сыгранных поединков, Лосев — 12, Кеташвили, Е.Кузнецов (1 мяч) — по 11, Ю.Савичев (2 мяча), Татарчук — по 10, Скляров, Яровенко, Горлукович — по 9, Чередник — 8, Бородюк (1 мяч), Нарбековас (2 мяча) — по 7, Фокин, Тищенко — по 4, Янонис — 2, Пономарев — 1 и запасной вратарь Прудников.

Кроме них, в отборочных матчах выступали: Иванаускас — 3, Баранаускас — 2 (2 мяча), Панчик, Афанасьев, Брошин, Д.Кузнецов, Н.Савичев, Воробьев, О.Морозов, С.Дмитриев — по 1.

Антон СЕРЕБРОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter