Женское предпринимательство: как и когда нужно помогать белорусским бизнес-леди

Бизнес на высоких каблуках

В нашей стране в сфере предпринимательства трудятся около 60 тысяч женщин, или 31,5 процента от общей численности предпринимателей. 68,8 процента из всех бизнесвумен — это индивидуальные предприниматели, 24,9 — работающие на индивидуальной основе, осуществляющие ремесленную деятельность, и лишь 6,3 процента — собственники, учредители (соучредители) организаций. Сегодня, во Всемирный день женского предпринимательства, мы поговорили с экспертами о том, как в Беларуси поддерживают начинающих бизнес-леди, стоит ли выделять женское предпринимательство в отдельную категорию для предоставления содействия и как помогают справляться с трудностями женщинам, ушедшим в бизнес.

Чаще всего госсубсидию женщины берут на открытие своего дела в сфере парикмахерского искусства.
Фото Ивана Яривановича

Обмен опытом

К празднованию Дня женского предпринимательства, который отмечается в 144 странах, Беларусь присоединится уже в шестой раз.

— Не ошибусь, если скажу, что это крупнейшее массовое движение, которое объединяет бизнес-леди по всему миру для дискуссий, обмена опытом и знакомств,
— говорит заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок. — Цель у данного общественного события двойная — вдохновить и поощрить женщин к реализации своих предпринимательских идей. А также обратить внимание правительств и общества на потенциал для развития экономики и социума, который имеет женское предпринимательство. Проведение этой бизнес-инициативы имеет определенные традиции. Организаторами выступают не госорганы, а сами предприниматели: сообщества женщин-лидеров, бизнес-школы, менторы.

Ирина Вячеславовна рассказала, что делается в Беларуси для поддержки женщин-предпринимателей:

— В нашей стране подход к развитию и стимулированию женских экономических инициатив основан на эффективном взаимодействии государственных, частных, финансовых, международных и некоммерческих институтов. Аккумулирование возможностей и инструментов позволяет успешнее продвигаться по повестке формирования благоприятных условий для прихода в бизнес все большего количества женской части населения, обеспечить максимальный охват трех основных компонентов: финансовую поддержку, развитие компетенций и навыков, создание соответствующей инфраструктуры.

Банк развития в рамках Госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство» на 2020—2025 годы реализует финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства. С 2020-го появился отдельный продукт «Поддержка женского предпринимательства». Финансирование предоставляется субъектам предпринимательства с долей участия женщин в уставном капитале не менее 50 процентов и управляемых женщиной, а также индивидуальным предпринимателям — женщинам.

Возможности пройти обучение основам предпринимательской деятельности предоставляют неправительственные организации, представительства международных организаций: ПРООН, Международной финансовой корпорации. В столице и регионах при их поддержке функционируют площадки, на которых в среде единомышленников женщины рассматривают конкретные кейсы, находят партнеров по бизнесу, проводят тренинги по укреплению веры в себя как в предпринимателя.

Белинвестбанк создал Центр поддержки и развития женского предпринимательства. С 2021 года данный банк является партнером Министерства экономики по реализации госпрограммы. В ней предусмотрено мероприятие по укреплению потенциала и наращиванию женского бизнеса.

Также Всемирный день женского предпринимательства — это прекрасный повод отметить достижения женщин в бизнесе, которые порой остаются незаметными. В скором времени состоится торжественная церемония награждения победителей Национального конкурса «Прадпрымальнiк года». Учрежден специальный приз для успешной компании, возглавляемой женщиной. Кто из представительниц бизнеса получит награду, пусть пока для читателей останется интригой.

В производстве занято около 10 процентов женских бизнесов.
Фото Алексея Столярова

Помощь делом

В Беларуси частный бизнес активно расширяется, в том числе и благодаря государственной поддержке безработных граждан, желающих развивать свое дело.

Ольга Гульбицкая
из Сморгони по образованию экономист. Работала после окончания вуза в банке сначала в столице, затем в родном городе. Карьеру прервало материнство.

— После декретного попала под сокращение — закрыли отделение банка, в котором трудилась. Устроилась на атомную электростанцию. Правда, не по специальности. Ездить в Островец было далеко. Плюс некоторые проблемы со здоровьем усугубляли психологическая и физическая нагрузки. В какой-то момент поняла, что нужно искать более подходящий для меня вариант, — делится своей историей 29-летняя предпринимательница. — В Минске прошла курсы бровиста. Сегодня брови — это тренд, популярное направление в бьюти-индустрии. Узнав, что отдел занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Сморгонского райисполкома оказывает безвозмездную помощь, отправилась на консультацию. Поскольку с бизнесом раньше не сталкивалась, специалисты посоветовали обучиться на курсе «Основы предпринимательской деятельности». Там получила много полезной информации.

Экономическое образование позволило Ольге спланировать свою работу, просчитать, насколько это востребовано, когда окупятся вложения и можно ли таким образом достойно зарабатывать. Бизнес-план в райисполкоме был одобрен, а следом выплачена субсидия.

— Открытие своего дела требует немалых затрат. Казалось бы, бровист, что нужно — кисточка да краска. Оказалось, что нет. Арендованное помещение необходимо обставить. Гримерный стол, стеллажи, тумбочки, большое зеркало, стул, кассовый аппарат, воскоплавы, сухожаровой шкаф для дезинфекции инструмента — во все это пришлось вложить более трех тысяч рублей. К субсидии (2890 рублей) добавляла свои сбережения, — подсчитывает Ольга Гульбицкая.

Выгодное местоположение — в центре города, качественное выполнение и сарафанное радио помогли наработать клиентуру. Трудится Ольга в меру своих возможностей и сил, делая между клиентами небольшие перерывы. В будущем собирается расширяться.

— Когда почувствую, что в этом деле достигла своего пика, найму одного-двух мастеров с учетом того, что сама буду их обучать, потому что у меня уже выработан свой стиль и в работе, и в общении с клиентами, — отметила индивидуальный предприниматель.

Плюсы к решительности

Субсидию на собственный бизнес получила и жительница Волковыска Инна Глебик. С помощью господдержки она реализовала свою давнюю мечту — в этом году весной открыла студию парикмахерского искусства, где с двумя мастерами делает своих клиентов красивыми.

— Ради этого после окончания Гродненского колледжа бытового обслуживания много работала в парикмахерских, посещала семинары, мастер-классы, проходила различные интенсивы, — вспоминает специалист. — Сюда вложено очень много времени, нервов, сил, энергии, терпения, денег и любви. Десятки бессонных ночей, переделанные планы, согласования, ремонт в помещении и много другого. Но главное, что все это я делала с душой.

О субсидии, которую можно получить в райисполкоме, узнала от одной из клиенток и не преминула воспользоваться возможностью открыть свое дело. За деньги от государства были куплены мойка для волос, кресла, другая необходимая мебель.

— Если бы не субсидия, то, возможно, я еще долго сомневалась бы. В семье двое детей и всегда есть на что потратить деньги. Хотя нужный для работы инструмент периодически докупала. Субсидия помогла стартовать, сделать самые крупные покупки, — с воодушевлением рассказывает мастер.

Парикмахерских в Волковыске много, конкуренция большая, но Инну это только подстегивает развиваться дальше:

— Пока все, что зарабатывается, вкладывается в бизнес. На неделе выделяю дни, чтобы заниматься административными делами, но и от любимого дела отказаться не могу — тружусь наравне со своими сотрудницами. Вскоре наш небольшой коллектив расширится на одного профессионала. О каких-то доходах пока думать рано. Главная наша задача на сегодня — качественно выполнять свою работу, чтобы клиенты к нам возвращались.

К слову, государственную финансовую поддержку в виде субсидий для организации собственного дела ежегодно получают свыше 600 женщин, около 400 бизнесвумен проходят обучение основам предпринимательской деятельности. За девять месяцев текущего года финподдержку на организацию бизнеса получили 1086 человек, их которых 505 — женщин. 882 человека, в том числе 419 женщин, обучились основам предпринимательской деятельности.

КОМПЕТЕНТНО

Марина НАЙДОВИЧ, директор дирекции инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО»:

— Женщины более осознанно идут в бизнес. Ведь бизнес — это ответственность. Причем не только за себя и семью, но и за тех сотрудников, которых нанимает предприниматель. По своему менталитету женщины более аккуратны и ответственны. И это касается не только бизнеса, но и, скажем, вождения автомобиля, выплат по кредитам. Вычленить женское предпринимательство стоит лишь для того, чтобы посмотреть, как оно развивается в сравнении с мужским. С какими вопросами сталкиваются женщины? Если сталкиваются, то почему? Как им помочь?

Когда-то проводила исследование по оценке условий развития женского предпринимательства в нашей стране. Тех, кто хотел бы, чтобы женский бизнес выделили в отдельную категорию, были единицы. И то, я так думаю, из шкурного интереса. Моя позиция: если мы говорим о гендерном равенстве, тогда о каких преференциях можно вести речь? Кредиты поменьше или аренду? Считаю, что создание общих благоприятных условий для развития малого бизнеса — это уже будет тот стимул для женщин, чтобы идти заниматься своим делом.

Для женщины важна в первую очередь поддержка — в семье, на государственном уровне. Каким образом? Обучением. Женщины любят учиться, проходят различные тренинги, семинары, повышают предпринимательские компетенции. И консультации у них более востребованны, каждый вопрос — под запись. Такой дотошный подход к началу своего дела, конечно же, радует.

Также женщине нужно общение в сообществе себе подобных, где они могут обмениваться опытом. Плюс истории успеха, конкурсы лучшего предпринимателя всегда очень мотивируют.

— По данным на 1 ноября, в стране действует 26 инкубаторов малого предпринимательства. Как думаете, этого достаточно?

— Инкубаторов много не бывает! Другое дело — их качество, что они предлагают? Это не просто предоставление аренды. Бизнес-инкубатор — своего рода дом, куда предприниматели идут со всеми проблемами. Решаем их сообща, ведь наша цель — помочь бизнесмену в сложную минуту.

— Нужно ли создавать отдельный женский бизнес-инкубатор?

— В нашей стране, считаю, он не нужен. Когда речь идет о каких-то мусульманских странах, где женщину без отца или брата не выпускают на улицу, где это сопряжено с религией и определенными традициями, то там это, наверное, обусловлено. Для нас же важно то, что внутри инкубатора при общении, как правило, возникает сообщество. Предприниматели кооперируются, взаимно друг друга поддерживают, а разделять их на женщин или мужчин не стоит.

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Виктория БАЙРАН, начальник Центра поддержки и развития женского предпринимательства Белинвестбанка:


— За два года работы центру удалось стать своеобразным местом притяжения женского бизнеса, что позволило изучить «портрет» белорусской бизнес-леди: это женщины в возрасте 30—39 лет, которые выбирают для своей деятельности сферу оптовой или розничной торговли, производство, работу с недвижимостью, грузо- и пассажироперевозки, а также область медицинских и социальных услуг. При этом женщины постепенно увеличивают свое присутствие и в традиционно мужских сферах: грузоперевозках, промышленном производстве и IТ.

МНЕНИЕ

Жанна ТАРАСЕВИЧ, сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского:

— С точки зрения поддержки женское предпринимательство, возможно, и стоит вычленять. Потому что на женщине, кроме работы, всегда лежит еще и большая часть традиционных обязанностей по дому. Она не может всю себя посвятить деятельности, должна думать о семье, детях и так далее. Кроме того, по сравнению с европейскими странами у нас именно женщина находится в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком — и у нее выпадает, скажем так, часть работоспособного времени, в течение которого она могла бы себя реализовать. Поэтому для старта, чтобы женщина могла быстрее войти в бизнес-среду, полагаю, какие-то отдельные программы, связанные с женским предпринимательством, должны быть.

— В чем, на ваш взгляд, могла бы заключаться эта поддержка?

— Во-первых, в обучении женщин. Это могут быть бесплатные или платные, но недорогие тренинги. Многие женщины зачастую хотят знать не только как вести бизнес, но и как управлять финансами, коллективом либо в целом получить новую профессию, чтобы стать более конкурентоспособной. Во-вторых, это может быть финансирование женского бизнеса на старте. По нашим наблюдениям, женский бизнес в дальнейшем более выживаемый, чем мужской. Потому что, как правило, женщины сознательнее и осторожнее. А вот что касается самого старта, как правильно это делать, как получить ресурсы для развития бизнеса, может быть, не помешали бы какие-то особые программы. Допустим, позволяющие получать доступ к финансовым источникам на более выгодных условиях. Я не приверженец того, что нужно давать деньги безвозмездно, то есть даром. Считаю, что деньги — это тоже товар, и выделять их нужно с умом. Было бы уместным и приемлемым предоставлять кредиты, например, 0,5 от ставки рефинансирования и на более длительные сроки, которые позволят начинающей бизнесвумен меньше нервничать о суммах и сроках возврата. В-третьих, неплохо было бы создать такую систему менторства, когда одна женщина помогает второй. Посоветоваться, получить дельную рекомендацию, обменяться мнениями, а может быть, просто понаблюдать, как ведется бизнес. Что касается консультационной, информационной помощи, у нас все-таки имеются центры поддержки предпринимательства, инкубаторы, есть юридические и другие специализированные компании, оказывающие такую помощь.

Повторюсь, что женскому предпринимательству нужно помогать на старте. А дальше, я считаю, это одинаковый бизнес, и женщина может дать фору любому мужчине.

КСТАТИ

Согласно Глобальному докладу о гендерном разрыве за 2019 год Всемирного экономического форума Беларусь занимает 29-е место в мире среди 153 стран в Индексе гендерного разрыва и является одним из лидеров в обеспечении равноправия мужчин и женщин среди стран Восточной Европы и Средней Азии.

В республике более 25 лет проводится политика, направленная на обеспечение равных прав и возможностей. С 1996-го в стране реализовано пять Национальных планов действий по обеспечению гендерного равенства. В 2020-м постановлением Правительства на 2021—2025 годы был принят шестой Национальный план.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter