Бизнес–климат смягчается

Вспоминая все новшества, введенные за последние полтора года в процессе либерализации деловой среды, можно запросто сбиться...

Вспоминая все новшества, введенные за последние полтора года в процессе либерализации деловой среды, можно запросто сбиться. Счет мероприятий, принятых документов уже давно идет на десятки. И если первые нормативные акты воспринимались чуть ли не как сенсация, теперь каждое очередное решение и медиа, и предпринимательская среда встречают заметно спокойнее. По–деловому. Думается, именно в этом очевидный признак того, что либерализация окончательно оформилась в продуманный, четко спланированный поступательный процесс с внятно обозначенными целями, задачами и ориентирами.


И все же Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» — документ этапный. Решаемые им проблемы стоят в одном ряду с упрощением регистрации субъектов хозяйствования или наведением порядка в арендных отношениях. Все это категории, с которыми предпринимательство сталкивается постоянно. Именно они главным образом формируют деловой климат в стране. Поэтому и бизнес–сообщество восприняло документ весьма позитивно. Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин назвал его очень прогрессивным, считая, что утвержденный порядок лицензирования вне всякого сомнения станет стимулом для развития деловой и инвестиционной активности в стране.


Впрочем, иная оценка вряд ли возможна. Еще одна укоренившаяся практика: практически все документы, которые так или иначе касаются условий ведения бизнеса, в последнее время готовятся в тесном сотрудничестве с его представителями. Так было и на этот раз. А.Калинин отмечает, что большинство предложений деловых людей по совершенствованию порядка лицензирования указом учтено. А такие моменты, например, как сам механизм выдачи лицензий, их аннулирования и еще ряд позиций, практически полностью соответствуют видению предпринимателей, которое они излагали во время разработки документа.


Абсолютно ли совершенен теперь порядок лицензирования? Этот вопрос уже, скорее, лежит в плоскости философско–теоретической, нежели прикладной. «Дискутировать можно по каждому поводу, — размышляет собеседник. — Но главное сделано — из списка исключены самые массовые виды деятельности: розничная торговля и общественное питание (кроме алкоголя. — Прим. авт.). А ведь именно на их долю приходилось до половины всех выдаваемых в стране лицензий». К этому можно добавить еще и то, что, изучив перечень оставшихся лицензируемых видов деятельности, несложно заметить, что в нем лишь те, ведение которых действительно требует особой ответственности и контроля. Адвокатура, банковский, игорный бизнес, работа с радиоактивными материалами, пожарная безопасность, медицина, образование, фармацевтика, нотариат, производство и продажа алкоголя и т.п. А бизнес, который не касается столь тонких сфер, теперь получил несравненно больше свобод. Значит, будет приносить больше денег. И хозяевам, и стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter