Куда не возьмут с тату?

Бить или не бить?

Работодатели стали терпимее к тату

Мировой стандарт: моделям не разрешается иметь татуировки. Впрочем, сегодня у каждого пятого американца есть тату либо пирсинг и нет проблем с работой. Мы более консервативны: многие украшают свое тело так, чтобы при случае это можно было скрыть одеждой. Насколько оправданны такие ухищрения и в каких сферах экспериментировать с внешностью себе дороже? 

коллаж Ольги Пак.

Толерантность в тренде

Яркому и харизматичному сотруднику на работу устроиться проще, нежели столь же умному и талантливому, но невзрачному. К такому выводу пришли эксперты Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru. Да, мы всячески стараемся подчеркнуть свою индивидуальность: то волосы перекрасим, то новую татуировочку сделаем. Ведь отношение к этим способам самовыражения в последние десятилетия сильно изменилось. К примеру, недавно лондонская полиция ослабила запрет на наличие татуировок, и теперь каждый случай при приеме на службу будет рассматриваться индивидуально. А ведь прежде около 10% квалифицированных специалистов с нательной живописью получали отказ… 

Если вы подходите по профессиональным критериям и не страдаете навязчивой идеей «забиться» от ушей до пят, то на работу вас, скорее всего, примут. По словам директора консалтингового агентства «Административный ресурс» Алексея Немковича, их клиенты не ставят вопросов о наличии татуировок: 

— К счастью, мир стал более толерантным. Мы терпимее относимся к тому, что у кого‑то есть пирсинг или татуировка. На прошлой неделе я разговаривал с руководителем одного из структурных подразделений банка. Оказалось, что у этой девушки есть тату, только на официальные приемы она надевает блузку с длинным рукавом, чтобы ее скрыть…

Что говорить о банковских работниках, если даже такие строгие корпоративные стандарты бортпроводников пошатнулись! Новозеландские авиалинии полностью отменили запрет на татуировки сотрудников, чтобы те могли в полной мере проявлять свою индивидуальность. И многие другие крупные авиакомпании теперь допускают наличие тату, но закрытое одеждой. Кстати, одной белорусской стюардессе даже приходилось некоторое время заклеивать татуировку, сделанную на запястье, пластырем телесного цвета. И проблем с начальством не возникало. 
По данным опроса Саreer.ru, 76% работодателей не предъявляют особых требований к внешнему виду сотрудников. Около 15% рекрутеров признались, что отказали в приеме на работу кандидатам, имеющим нательные рисунки. 27% людей, которых не взяли из‑за татуировок, претендовали на должность продавца, 11% шли в официанты, 9% хотели стать секретарями, 8% — менеджерами по работе с клиентами, 7% — кладовщиками и столько же — руководящими работниками. Как оказалось, поклонниками татуировок чаще становятся люди банальных профессий: грузчики, водители, упаковщики. 

Вопрос вкуса

Однако еще остались компании, которые не примут на работу с татуировками, пирсингом и дредами. Это достаточно консервативные фирмы и предприятия. Их руководители — зачастую люди пенсионного возраста. Им такое просто не нравится, объясняет Алексей Немкович: 

— И никто, к сожалению, не узнает, почему молодому соискателю с тату отказывают в приеме на работу. Чаще всего напрямую вам об этом никто не скажет… Все мы хотим контактировать с людьми, которые нам нравятся, которые похожи на нас. И если ты приходишь на собеседование для того, чтобы продемонстрировать свою самоидентичность, показать, какой ты интересный человек, то в одних компаниях к этому отнесутся спокойно, а в других — не очень. Это зависит не от отрасли, это зависит от человека, с которым вам придется встретиться. Все мы заложники так называемой корпоративной культуры.

Самые строгие требования по внешнему виду предъявляются к работникам модельной индустрии, продавцам‑консультантам топовых и престижных магазинов, где нужно демонстрировать хороший вкус. А также к государственным служащим, педагогам, милиционерам и спасателям. В постановлении МВД от 4 марта 2013 года № 70 даже зафиксировали это условие. И теперь для поступления в Академию МВД люди с татуировками и пирсингом считаются негодными. А в правилах профессиональной этики сотрудников органов правопорядка не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды и носить на руках что‑то, кроме обручального кольца. 

На некоторые виды работ вас могут не принять по состоянию здоровья или если вам не хватает профессиональных навыков, все остальное — дискриминация, считает начальник управления юридической работы Федерации профсоюзов Беларуси Светлана Котова

— В Трудовом кодексе есть статья 14, запрещающая дискриминацию в сфере трудовых отношений. Таким образом, наличие у человека татуировок, пирсинга или какого‑то определенного цвета волос, если это не будет препятствовать выполнению трудовых обязанностей, не должно становиться причиной отказа в приеме на работу. Но нельзя забывать о таком понятии, как охрана труда, т.е. наличие определенных особенностей в дальнейшем не должно мешать качественно выполнять свои трудовые функции. Для каждой профессии эти критерии индивидуальны.

Иногда «несмываемые» штрихи имиджа даже могут стать преимуществом при отборе на работу. В основном там, где нет корпоративного дресс‑кода, поскольку для креативных специальностей так называемые белые воротнички вряд ли подойдут. Наиболее терпимо к разного рода украшениям относятся среди парикмахеров, стилистов, официантов, барменов, художников, IT‑специалистов, спортивных тренеров. Можно попробовать идти от обратного и искать работу не по специальности, а по сфере и роду деятельности. Скажем, всевозможные молодежные развлекательные и образовательные учреждения, тренинговые центры, игровые площадки и в целом места, которые стремятся стать культовыми, всегда будут рады ярким кадрам. В сфере продаж наличие тату тоже может сыграть на руку. Но только если клиентами будут разделяющие вашу позицию люди... 
Казусы с татуировками случаются сплошь и рядом. А ведь они могут не только помешать при устройстве на работу, но и изменить целую жизнь. Например, одна шведка решила с юмором подойти к ситуации, когда татуировщик совершил ошибку в имени ее сына. Вместо «Кэвин» на плече Иоганны теперь красуется заметное «Кэлвин». Пятилетнему мальчику пришлось сменить имя, свести тату было проблематичнее.
demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter