Безусловные единицы

Практически каждый из нас что–то когда–то увлеченно собирал...

Кардинал Ришелье был страстным собирателем курительных трубок. Михаил Булгаков оставлял себе на память билеты на спектакли, которые посещал. Канцлер Бисмарк коллекционировал градусники, Наполеон — оловянных солдатиков, а Вальтер Скотт — всевозможное холодное оружие. Кажется, что продолжать этот список можно бесконечно. Наверное, практически каждый из нас что–то когда–то увлеченно собирал. Сначала, как правило, фигурки животных, стеклышки или плюшевые игрушки, потом — марки, монеты, модели автомобилей. Впрочем, этим стандартным набором увлечений люди, конечно, не ограничиваются. Кактусы, ложки, швейные машины, заварочные чайники — что только не становится предметом хобби! У нас в стране, как и везде, предостаточно людей с очень интересными коллекциями. Какими? И что вообще стоит за тягой к собирательству?


Чемоданное настроение


Вокалистка популярного кабаре–бэнда «Серебряная свадьба» Светлана Бень уже около 15 лет собирает... чемоданы. На сегодня уже накопилось более 30 экземпляров разного размера, цвета и возраста. В основном — советского производства, выпущенных в середине прошлого века. Впрочем, есть в домашней коллекции артистки и почти раритетные экспонаты. Самому старому, который привезен из Германии, скоро стукнет сто лет. Любопытно, как же возникла идея коллекционировать чемоданы?


— Меня вдохновила история жизни известного грузинского художника Нико Пиросманишвили, — откровенничает Светлана. — Этот неординарный человек бродяжничал, часто ночевал в подвалах. Весь свой скромный скарб (краски, кисти, личные вещи) он хранил в небольшом самодельном чемоданчике, с которым не расставался. А ведь и вправду очень удобно. По–моему, чемодан — это, без преувеличений, величайшее изобретение человечества: многообразное и многофункциональное, со своей душой. Этакий переносной мини–шкафчик, в котором при желании можно уместить все самое необходимое. Кроме того, его можно использовать как стол, стул или, прикрепив на внутренней поверхности крышки небольшое зеркальце, как оригинальное трюмо...


Говорят, что квартира — достаточно точное отражение личности. Светлана Бень известна тем, что на сцене удивляет и эпатирует. И ее квартира — зеркало кипучего и деятельного характера. Творческий кавардак еще тот! Тут даже чемоданы не спасают.


— Если бы не они, наверняка был бы еще больший хаос, может, и на лестничную площадку пришлось бы перебираться, — шутит артистка. — Так хоть какая–то системность. В одном чемодане у меня хранится фурнитура, в другом — антиквариат (салфетки, перчатки, очки и т.д.) и так далее. Очень удобно, если нужно срочно найти какую–то вещь. Впрочем, чемоданы собираю не для этого. В первую очередь мне нравится сам процесс поиска. Как на сцене, так и в хобби.


За спичками


Огромное удовольствие от своего необычного увлечения получает и минчанин Евгений Шариков. Вот уже более двух десятков лет он кропотливо собирает спички со всего мира. Сейчас в «зажигательной» коллекции — около 200 уникальных коробков: из Чехии, Австрии, Австралии, Индонезии, Израиля и многих других стран. Что–то привезли в подарок друзья–знакомые, что–то покупал сам в гастрономах и на барахолках.


— Старые коробки, найденные на блошиных рынках, — моя гордость, есть редчайшие экземпляры, — Евгений по–хозяйски раскладывает свою внушительную коллекцию на большом прямоугольном столе. — Только на первый взгляд кажется, что спички повсюду одинаковые. На самом деле разная технология производства, качество, внешний вид. Вот, например, спички из Индии — кривые, дугообразные щепочки — заметно уступают тем, которые выпускают у нас. Хотя наши смотрятся хуже на фоне европейских... Получается своеобразная иерархия. Кстати, интересно было бы узнать, что по этому поводу думают другие коллекционеры спичек. Есть же у нас такие!


Где бросить якорь


Жителю деревни Мирогощ Чериковского района Сергею Дубяго тоже есть чем удивить публику. Уж больно необычна его коллекция. Сергей Николаевич собирает... якоря. И не какие–нибудь игрушечные мини–копии, а настоящие, увесистые. Самый легкий — около шести килограммов, самый тяжелый — более ста. Впечатляет!


Зародилась оригинальная коллекция еще в середине 1990–х, причем почти случайно. Купаясь в Соже, Сергей Николаевич наступил на что–то твердое... Так он поднял с речного дна свой первый якорь. Сегодня их набралось уже 17. Чем–то поделились знакомые, друзья, коллеги, что–то отыскал сам в глубинах Сожа. Во время отпусков коллекционер специально организовывает исследовательские одиссеи–сплавы по реке в поисках новых экземпляров. Кстати, посмотреть на его собрание в скромную деревушку приезжали и друзья–единомышленники из Франции, Бельгии, России. Собиратель всерьез задумывается о развитии водного туризма в этом красивейшем уголке: мечтает разработать маршруты, создать в своей усадьбе базу отдыха. Уже даже есть судно, которое в случае надобности может принять на борту любопытных туристов. Этот «корабль» — что–то среднее между катером и яхтой — коллекционер построил собственными руками.


— Хочу поставить якоря на постаменты, обработать, чтобы не ржавели. И открыть настоящий музей якорей, — перечисляет планы на будущее Сергей Дубяго. — Вообще, эта тяга к воде у меня давно. С раннего детства мечтал стать моряком. После школы даже проучился несколько месяцев в Батумском мореходном училище. Бросил: не полюбилось мне как–то море. Наши реки и озера куда ближе и роднее.


***


Почему люди, которым есть что показать, таят свое богатство в квартирах, на полочках комодов, в сараях, гаражах или под забором усадьбы? Неужто нельзя объединить разные авторские коллекции под одной крышей? Чтобы хотя бы раз–два в год все желающие могли увидеть необыкновенные и удивительные экспонаты из разных уголков нашей страны. Сами владельцы коллекций, думается, были бы только «за». Это же как здорово — встретиться, пообщаться друг с другом, а может, и чем–то обменяться. Глядишь, и коллекции бы разрастались...


Прямая речь


Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии БГПУ имени М.Танка Татьяна Юрочкина:


— Попробуйте забрать у малыша его любимую погремушку или машинку. Почти наверняка будут слезы и крик. Дело в том, что у детей понятия «я» и «мое» находятся очень близко, и любую претензию на игрушку ребенок воспримет как некое вмешательство в собственный мир. Так и у многих взрослых. Имущество рассматривается как некое продолжение личности. Появляется тяга к собирательству дорогих автомобилей, рубашек, часов... Часто люди коллекционируют какие–то необычные — в том числе и совершенно бесполезные — предметы, чтобы выразить себя через оригинальную коллекцию. Кто–то составляет коллекцию из фотографий тех мест, где посчастливилось побывать, или из каких–то уникальных сувениров. Это такие эмоциональные «якоря» — напоминания о самых приятных моментах жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter