Поговорили со стипендиатами президентских фондов о том, как государство помогает раскрыться их талантам

Безграничные возможности для творчества

Высокие результаты в учебе и творчестве: сложно добиться, легко потерять и нереально наверстать. Что ни говори, а эти ребята пасовать перед трудностями уж точно не привыкли, доказывая себе и окружающим: успех приходит к самым мотивированным. Помочь раскрыться талантам мальчишек и девчонок помогают специальные фонды Президента — так государство заботится о подрастающем поколении, оказывая необходимую поддержку. В Международный день защиты детей стипендиаты поделились своими вдохновляющими историями побед и планами на будущее. 

«Стипендию потратил на гобой»

Музыкальное будущее Федора Громова было предопределено еще с рождения. Папа и старшая сестра скрипачи, мама гитаристка — ну как тут не пойдешь по стопам родных? Мальчику всего 11 лет, а его имя уже знают не только знаменитые белорусские музыканты, но и мэтры из России. Буквально в эти минуты Федор играет на концерте в Москве. 

— Музыкой занимаюсь с 6 лет, а гобой выбрал благодаря сестре, — признается Федор. — У нее был знакомый преподаватель, который после прослушивания удивленно сказал, что у меня талант. Другие инструменты я даже пробовать не хотел, как будто почувствовал, что нашел тот самый. Чтобы развиваться в творческой среде, поступил в гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки — учусь здесь со второго класса и невероятно этому рад. 

Когда спрашиваю у Федора о любимых предметах, он тушуется: «А сольфеджио считается?» Вся жизнь мальчика посвящена музыке: преподаватели даже просят родителей забирать у него инструмент, чтобы ребенок хоть немного отдыхал. Но результаты говорят сами за себя — согласитесь, без труда и таланта в Академический симфонический оркестр филармонии не попадешь. Да и стипендиатом президентского фонда по поддержке талантливой молодежи не станешь.

— Впервые я им стал в третьем классе — победил в Республиканском творческом конкурсе «Маладыя таленты Беларусi». С тех пор участвую во многих состязаниях, иногда одноклассники даже шутят: «Федя, может, ты пропустишь и дашь нам победить?» (Смеется.) 

А вообще, звание стипендиата очень почетное и вместе с тем требует от тебя ответственности, старательности. Приятно, что у нас в стране поддерживают талантливых ребят и дают возможность всячески развиваться. А еще раз в год я получаю хорошую стипендию — 900 рублей: трачу эти деньги на обслуживание гобоя, трости. Со своей профессией уже определился: музыка будет со мной всю жизнь. 

«Приятно, когда тебя замечают»

В жизни девятиклассницы гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Дарьи Итпаевой много счастливых случайностей. Однажды на фото младшего брата она увидела изящный инструмент и поняла, что очень хочет на нем сыграть. Это оказалась виолончель, с которой девушка не расстается вот уже девять лет.

— Хотя родители никак не связаны с музыкой, они от моего желания остались в восторге, посчитав, что нет ничего более благородного, чем классическая музыка, — рассказывает Дарья. — Конечно, учиться непросто: сначала я не выпускала инструмент из рук, а потом был период, когда от меня ждали высоких результатов — это психологически непросто. Порой появлялись мысли: может, все бросить? Но любовь к музыке оказалась сильней — без нее не представляю свою жизнь. Благо и родители, и преподаватель всегда рядом, готовы поддержать. Причем я безумно благодарна своей учительнице по виолончели Тамаре Григорьевне Жаровой: она справедливо оценивает знания и помогает двигаться дальше. Наверное, другой человек не смог бы привести меня к тому успеху, который есть сейчас.


Впервые в число стипендиатов президентского фонда Дарья попала в 2015 году, когда выиграла конкурс «Музыка надежды». 

— А потом становилась стипендианткой благодаря победам на разных международных конкурсах и фестивалях. Последнюю премию в 1300 рублей потратила на принадлежности для виолончели — волосы для смычка, струны, подставки. Но дело даже не в деньгах, а в звании: приятно, когда тебя замечают и высоко оценивают упорный труд. 

С будущим она тоже определилась: после окончания гимназии планирует поступать в Академию музыки:

— Там очень сильные преподаватели, интересно с ними поработать. 

После вуза хотелось бы преуспеть в сольной карьере: это моя заветная мечта. Я вижу и чувствую, что людям интересна классическая музыка: когда приезжает человек с именем, собираются огромные залы. Когда-нибудь, надеюсь, что-то подобное ждет и меня.

«Выбрала правильный путь, где можно быть полезной обществу»



Как рождается филолог? На этот вопрос выпускница минской СШ № 125 Анастасия Джежора знает ответ наверняка: в любви к литературе. Да-да, не удивляйтесь, вовсе не диктанты и правила, в которых девушка всегда была на голову выше сверстников, стали ориентиром на будущую профессию, а сюжетные перипетии героев художественных произведений. В старших классах появились олимпиады по русскому языку, а два года назад не заставила себя ждать первая крупная победа — диплом I степени на республике.
— Когда увидела результаты, эмоции зашкаливали. Разумеется, знания никому не даются легко. Тем более приятно осознавать, что долгие месяцы подготовки (спасибо учителям русского языка и литературы Татьяне Валерьевне Шиманович, Ларисе Николаевне Сагаловой и преподавателям с учебных сборов) не прошли зря. 

Летом узнала о том, что меня включили в фонд Президента по поддержке одаренных учащихся и студентов. Родители очень гордятся, а как иначе? Конечно, с русским языком они тоже дружны, но в свое время предпочли технические специальности.

В прошлом году девушке покорилась новая высота — в копилке еще один диплом I степени, но уже с международной олимпиады Союзного государства. Соперники из 23 городов России и Беларуси заставили понервничать, однако удача улыбнулась Насте. Теперь курс — на филологический факультет БГУ:

— Профессия нравится своей многогранностью — можно работать школьным учителем, преподавателем вуза, найти себя в репетиторстве или писать газетные материалы — да мало ли где нужен грамотный специалист? Уверена, выбрала правильный путь, где можно быть полезной обществу. Конечно, расставаться со школьными буднями непросто: последний звонок для выпускников — событие грустное, но и долгожданное тоже. Впереди новые вершины и новые открытия, где буду в новом для себя статусе — студентки.

«Химия — предмет, который не любит суеты»



Этот год для Никиты Еремина, одиннадцатиклассника столичной гимназии № 33, сложился как нельзя лучше: участие в международной Менделеевской олимпиаде по химии — тому подтверждение. Серебряная медаль — результат сложнейшей борьбы среди 145 победителей национальных олимпиад из 28 стран мира. Оба пятичасовых тура в онлайн-формате выдались непростыми, признается выпускник, но сил побороться за пьедестал хватило, а теперь можно и выдохнуть — тем более что на носу поступление в вуз мечты, куда по распоряжению Минобразования талантливого молодого человека примут без экзаменов.

— Не буду оригинальным — конечно же, учиться планирую на химфаке. Выбрал БГУ, потому что в университете высочайший уровень подготовки, а мне хочется узнать о предмете еще больше. 

Если все сложится, как запланировал, в будущем буду работать на стыке двух наук — химии и биологии. Сейчас это направление — одно из самых перспективных, а мне нравится быть чуточку впереди во всем, что касается учебы.

Два года назад Никита вошел в состав стипендиатов фонда Президента по поддержке одаренных учащихся и студентов, но не скрывает: признания на высшем уровне удалось достичь не без помощи преподавателей уже ставшей родной гимназии, которые всегда отмечали способности школьника, а теперь ставят в пример будущим выпускникам. Секрет успеха — вовсе и не секрет, улыбается парень, главное — верить в себя и не расслабляться:

— Химия — предмет, который не любит суеты. Ухватить знания даже за год не получится, только системная каждодневная подготовка. Тем, кто хочет достичь успеха, показать себя на городских, республиканских или международных олимпиадах, советую углубленно заниматься, начиная с 7-го класса. Это не значит, что, кроме учебы, другим увлечениям не место. Как раз наоборот. Я вот, например, обожаю шахматы и шашки — они прокачивают логику. Почему бы нет? Лишних знаний не бывает.
Умные, талантливые, целеустремленные — они восхищают игрой на музыкальных инструментах, познаниями в русском языке и химии... Эти ребята знают цену успеха, ну а взрослые всегда готовы их поддержать.
glushko@sb.by

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter