Безгонорарная основа

"Посмотрите на птиц небесных: они и не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их"...

"Посмотрите на птиц небесных: они и не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их" - именно эта цитата приходит на ум, когда наблюдаешь за праздной публикой наших театральных фестивалей. Разномастные пахари интеллектуальной нивы, небесные странники, вольнодумцы и разночинцы готовы мчаться за сотни километров, чтобы прикоснуться к чуду. Неведомой рукой спаяны они в единую силу, которая живет по своим высокоорганизованным законам. В холмистом Гродно, например, сегодня подведет итоги дебютный форум - Первый международный праздник-фестиваль "Лялькi над Нёманам", на котором посчастливилось и мне в меру возможностей потрепанного жизнью организма провести три счастливых дня.


Авторитет Гродненского областного театра кукол и его главного режиссера Олега Жюгжды столь велик, что к нему, видимо, готовы ехать коллеги по первому зову. На первый гродненский фест прибыли театры из Литвы, Беларуси, Украины, Польши, России. Что интересно, была представлена витебская "Лялька", коллективы из Бреста и Могилева. Но не оказалось главной кукольной труппы - минской. Отчего так, можно только догадываться. Состоят ли кукольные коллективы Гродно и Минска в некоей негласной конкуренции? Детально цеховое закулисье не знаю, но минчане поддержать гродненцев могли бы. Показать им есть что. Тем более что на фестивале были представлены, на мой субъективный взгляд, театры не первого эшелона. Когда в спектакле "Золушка" коллектива из польского города Ломжа вдруг вышла Золушка довольно внушительных размеров, сразу стало как-то тоскливо. Даже пожалел детей, сидевших в зале. Бесконечно провинциальной оказалась и постановка "По дороге к солнцу" из Каунаса, больше похожая на цирковой дивертисмент...


К вопросу о личности в театре. Мало их у нас. А те, кто есть, боятся брать на себя ответственность, отвлекаться от проложенной колеи, реализовывать новые идеи. Взять Жюгжду: номинант "Золотой маски" 2009 года за спектакль "Вишневый сад", его "Пиковая дама" получила сразу несколько наград Национальной театральной премии, в Купаловском он ставил бенефис для Марии Захаревич - мелодраму "Ольга". Человек со вкусом, в хорошем смысле провокатор, впитывающий польско-литовское влияние, смело экспериментирующий с эстетикой кукольного театра, раздвигающий ее границы. Таких должно быть больше. Это у него в "Бесприданнице" Карандышев вполне может расстрелять Ларису в кафе, кроша в осколки фарфоровые тарелки, а Красная Шапочка способна завернуть по дороге к бабушке в ночной клуб. Отсюда имидж новатора и международная репутация режиссера.


Кстати, кукольные труппы из разных стран готовы ехать в Гродно и выступать у нас даже без гонорара. Это вообще стало новым трендом: артисты работают на театральном форуме просто за еду и крышу над головой. Только что отшумел музыкальный проект "Наталия Гайда приглашает..." - звезды оперетты постсоветского пространства также не получили ничего в награду, кроме обворожительной улыбки Наталии Викторовны.


Не знаю, может, это правильно и другого выхода нет. Спонсоры наши еще не созрели для того, чтобы поддерживать театральные фесты. Шоу-бизнес они как-то еще принимают. Научились ему помогать, хотя прибыли он не приносит, но причастность к эстраде способствует росту самомнения. А вот с театром - беда. Не пахнет там деньгами.


Мне кажется, такая ситуация театр унижает. Не может вырасти ничего хорошего на безгонорарной основе, кроме самодеятельности. Можно открыть еще триста фестивалей, кичиться статистикой и цифрами, но лучше бы просто платить лицедеям за их нелегкое ремесло. Кто-то из них должен выйти и сказать: "Я так больше не могу. Это ненормально". Как в фильме Юрия Мамина "Фонтан" главный герой, после того как в их доме отключили воду и свет, уходит куда глаза глядят, бросая напоследок: ну, если остальные жильцы терпят, значит, им теперь ничего не страшно, пусть терпят.


Но, может, кто-то все-таки не выдержит?..


Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №86 (24223). Понедельник, 13 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter