Четырехмиллионный трактор выпущен холдингом «МТЗ»

Без предела мощности

Посещая Минский тракторный завод в мае 2020 года, Глава государства заявил, что главное в производстве — обеспечение высокого качества продукции и в этом залог дальнейшего развития и благосостояния как самого завода, так и его работников: «Конкуренция по вашей продукции колоссальная. Задача одна — качество. Это главный вопрос нашей машиностроительной страны и прежде всего МТЗ». Завершение технологического цикла производства трактора BELARUS с порядковым номером 4 000 000 не поспело к 75-летию основания флагмана сельхозмашиностроения — конвейер настроен не на определенные даты, а привязан к потребностям рынка. Зато это событие произошло в символичный день.


ФАКТ

♦ Минский тракторный завод в 2021 году увеличил экспорт почти на четверть по сравнению с 2020 годом. 

♦ Всего за рубеж поставлено более 36 тысяч тракторов и машин. Темп роста экспорта составил 124,1 %. При этом в дальнее зарубежье МТЗ поставил продукции на 41,6 % больше, чем в позапрошлом году. 

♦ Среди стран так называемой «дальней дуги» больше отправлено тракторов в Пакистан и Египет, а также на Кубу. Несмотря на непростые отношения с Европейским союзом, также удалось нарастить присутствие на некоторых рынках, к примеру, в Венгрии, Польше и Румынии. 
Минский тракторный завод был основан 29 мая 1946 года. Сегодня здесь работает более 16 000 человек. Предприятие — один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники не только в странах СНГ, но и во всем мире. ОАО «МТЗ» является головным предприятием холдинга «МТЗ-Холдинг», включающего 10 предприятий из разных регионов Беларуси.

ДОСЛОВНО

Игорь Сергеенко, Глава Администрации Президента:



— Знаковым было посещение завода в 1995 году Главой государства. Было принято решение оказать МТЗ поддержку. Сейчас здесь создана мощная производственная база. В последние годы ежегодно появляется новая техника, от малогабаритной до мощной. От техники Минского тракторного завода зависит развитие агропромышленного комплекса, наша продовольственная и национальная безопасность. 

Вот так ­подарок!

Ключи от юбилейного трактора гендиректор МТЗ Виталий Вовк вручил трактористу-машинисту сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз «Родина» Белыничского района, заслуженному работнику сельского хозяйства Николаю Даречкину.


— Это большая честь для меня! Спасибо за доверие! Благодарю за труд, профессионализм и заботу о тружениках села. Из многолетнего опыта работы с уверенностью могу сказать, что ваши тракторы надежные, современные, комфортные. Работают они качественно, позволяют в срок выполнять все виды сельскохозяйственных работ, — авторитетно высказался опытный механизатор.

Не импортный, а свой

Начальник управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 Минского тракторного завода Юрий Козловский вспоминает:

— Глава государства не раз обращал внимание на необходимость иметь белорусский энергонасыщенный трактор. В декабре 1998 года приказом министра промышленности МТЗ поручено в 1999 году разработать конструкторскую документацию и изготовить макетный образец мощностью 250 лошадиных сил… В мае 1999 года на МТЗ приехал Александр Лукашенко. 

Я видел, как он сел за руль первого самого мощного на тот момент нашего трактора, созданного при его огромном участии, и проехал по площади перед заводом. Когда Президент вышел довольный из кабины, я понял — белорусским энергонасыщенным тракторам быть!
Но испытания «Беларус-2522» показали: мощности двигателя не хватает для выполнения сложных работ. Поэтому оперативно решили создать на его базе трактор мощностью 300 лошадиных сил. Усилили трансмиссию, навесные устройства. Эта модель получила хорошие отзывы и на длительное время стала основной мощью на полях. 
Позже появились модели 3522 и 4522. Уже идет работа над созданием «Беларус-5022».






Важная веха

Александр Лукашенко поздравил коллектив Минского тракторного завода с одной из важнейших вех в истории предприятия и отечественного машиностроения — выпуском четырехмиллионного трактора «­БЕЛАРУС».

Глава государства отметил, что с 1946 года предприятие пишет историю не только завода, но и всей страны, и напомнил, что первый миллионный трактор МТЗ был собран в ноябре 1972-го. «Второй миллион был собран за 12 лет, еще через 11 лет с конвейера сошел трехмиллионный трактор. К сожалению, следующего юбилея пришлось ждать долгих 27 лет. И это было непростое время становления современной, независимой Беларуси», — обратил внимание Президент.

Учитывая колоссальный опыт завода, Александр Лукашенко выразил абсолютную уверенность в перспективах его дальнейшего развития: 

— На продукцию под брендом «­БЕЛАРУС» сегодня огромный спрос во всем мире. Без наших тракторов невозможно обеспечить продовольственную безопасность планеты… Уверен, пятимиллионный трактор не заставит себя ждать. 

Президент пожелал коллективу предприятия здоровья, благополучия, новых идей и их успешной реализации на благо Беларуси.

Все для сельчан 

Понятно, что любая конструкторская разработка, совершенствование требуют соответствующих инвестиций. Нельзя сделать трактор по аналогу того же «Кейса» или «Джон Дира» на оборудовании или на основе материалов, применяемых даже лет тридцать назад. Поэтому набирает обороты комплексная модернизация Минского тракторного завода, отметил его генеральный директор Виталий Вовк:

— Нашим коллективом разработана стратегия развития до 2030 года, которая предполагает существенное увеличение инвестиций в модернизацию нашего производства. Мы сегодня находимся в поиске и партнеров, и ресурсов для реализации данной стратегии. Это прежде всего проект по строительству нового литейного завода, который предполагается построить за пределами Минска. 
Конечно, наш флагман работает прежде всего для белорусских сельчан. В эту посевную на поля страны выйдет 475 новых тракторов МТЗ. К слову, в этом году хозяйства страны в числе уже отгруженных 270 единиц техники получили 66 новых 350-сильных тракторов BELARUS. Именно на энергонасыщенные машины в посевную делается главная ставка.

 ЦИФРЫ

За четыре последних года произведено около 133 тысяч тракторов и машин BELARUS, продано более 133 тысяч единиц техники, 95 процентов из которых — на экспорт. В стоимостном выражении объем отгруженной продукции составил 6 триллионов 700 миллиардов рублей. Объем экспорта продукции за четыре года превысил 2,2 миллиарда долларов. За период с 2018 по 2021 год включительно ОАО «МТЗ» инвестировало в основной капитал более 140 миллионов рублей, что превышает плановые показатели.

Этот день в истории 

История сохранила дату и даже точное время начала сборки первого миллионника белорусских тракторостроителей — 5 ноября 1972 года в 11 часов 45 минут. Спустя лишь 22 года после основания завода. Для сравнения: немецкий производитель агротехники Deutz-Fahr свой первый трактор выпустил в 1927 году, а миллионный — только в 1992-м. 

Все лидеры тракторостроения гораздо старше белорусского предприятия, но по доле на рынке — 2,7 процента — и по темпам развития оно достойно конкурирует со знаменитыми производителями. 

Через 12 лет с конвейера Минского тракторного сошел двухмиллионник, а 8 июня 1995 года завод записал на свой счет трехмиллионный трактор. 

В 1987 году МТЗ поставил мировой рекорд по количеству выпущенных тракторов — 100,1 тысячи. Их экспортировали более чем в 50 стран мира, в том числе в Западную Европу. В отдельные годы до 2 тысяч машин поставляли в США. Сегодня минский завод выпускает более 40 тысяч единиц техники. 

Уменьшение выпуска объясняется спросом в сторону мощных, высокопроизводительных машин. У этого сегмента на мировом рынке большие перспективы.
КСТАТИ

Ежегодно в мире продается более двух миллионов единиц техники на сумму более 20 миллиардов долларов США. И это мы говорим только о тракторах, не считая другой сельхозтехники. Холдинг МТЗ входит в десятку ведущих мировых экспортеров сельхозтехники.
Между тем четверть века назад МТЗ вообще не выпускал энергонасыщенной техники. В Советском Союзе во многих сферах была четкая специализация. В России выпускались тракторы мощностью 300 лошадиных сил, Украине — 150, Беларуси — 80. 

После распада ­СССР промышленность бывших республик переживала не лучшие времена. Объемы производства значительно снизились, практически полностью прекратился выпуск самых мощных «Кировцев», аналогичные машины сельскохозяйственного назначения мощностью 250 лошадиных сил и выше на территории бывшего ­СССР практически не производились. Из-за износа и списания у нас сократился их парк. Стали покупать в других странах за инвалюту. Словом, жизнь толкала к импортозамещению.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter