В «кризисной комнате» можно найти не только временное убежище, но и помощь психологов, юристов

Бьет — не значит любит

Почти 200 человек за последние шесть лет нашли временное убежище в «кризисной комнате» в Минске. Для двухмиллионного города — капля в море. Но это ведь только те, кто смог справиться со страхом и решился «вынести сор из избы». Чаще всего — молодые женщины. Истории у всех разные, но суть большинства можно передать несколькими словами: муж выпивает, а потом избивает. 

Сор из избы

рисунок олега карповича.
— Некоторые жертвы домашнего насилия попадают к нам буквально синие от побоев, с сотрясениями, переломами, даже ножевыми ранениями. Когда необходимо, вызываем скорую помощь, заведующая отделением социальной адаптации и реабилитации (ОСАиР) ТЦСОН Ленинского района Евгения Ивановская рассказывает, что приехать в «кризисную комнату» можно в любое время дня и ночи. Пребывание бесплатное, на принципах самообслуживания. Питание за собственный счет.

Вместе заходим в помещение. По сути, оказывается, тут не одна, а три комнаты. В каждой, помимо спальных мест, телевизор, стол и шкаф. На общей кухне — холодильник, плита, микроволновка, стиральная машина, посуда. Все, чтобы временно обустроить быт. Для безопасности — тревожная кнопка на стене. Опорный пункт милиции рядом, делает акцент Евгения Алексеевна и все равно просит: со стороны улицы никаких фотографий. Это тоже мера предосторожности.

— Мы и проживающих у нас об этом предупреждаем. А также просим минимизировать контакты со своим окружением. Ведь бывают случаи, когда мужья начинают преследовать беглянок. 

Например, в «кризисной комнате» жила мама с двоими сыновьями. Cделала фото с детьми на улице и выложила в социальную сеть. Отец быстро понял, где они скрываются. Подыскать альтернативное убежище помогли в ОО «Радислава». Специалисты центра работают в тесном контакте с общественными организациями. 

— В этой истории, к слову, глава семьи не злоупотреблял спиртным. Бил жену из ревности, — заведующая ОСАиР не раскрывает подробности. Говорит, один из принципов работы — конфиденциальность. — И даже в такой ситуации, оправившись от стресса, женщина еще надеялась сохранить семью. Спрашивала контакты медиатора…

Внутренние ресурсы

В «кризисной комнате» можно найти не только временное убежище, но и помощь психологов, юристов. Также, когда жертвы заселяются, социальная служба сообщает об этом в милицию. А милиция уже проводит у них дома разъяснительные беседы с агрессорами. 

— Иногда это помогает супругам выйти из проблемных отношений либо начать диалог и хотя бы услышать друг друга. Одна женщина, например, пока жила у нас, ходила к психологу каждый день. Сначала решила, что хочет подать на развод. Но после встречи с мужем передумала. Сказала, что он согласился закодироваться и начал искать работу. Поверила, что все может измениться.

А нередко женщины, страдающие от домашнего насилия, только звонят на кризисно-информационную линию и анонимно консультируются с психологом. Дальнейшие шаги предпринимать боятся. Мол, еще детей поставят на учет как находящихся в социально опасном положении. На самом деле это совсем не обязательно, подчеркивает Евгения Алексеевна. Специалисты изучают каждую ситуацию отдельно. Кроме того, когда диалог уже невозможен, главное — поверить в себя, найти внутренние ресурсы и разорвать цикл насилия. 

Забыть как страшный сон

За время работы Евгения Алексеевна видела много исковерканных судеб. Вспоминает маму с ребенком, которым приходилось ночевать на улице; женщину, которую выгонял родной сын — он привел домой подругу и мать им мешала; стариков, переоформивших жилье на детей и в итоге оказавшихся в нем лишними… Интересно, что после того как жертвы переезжают из временного убежища, социальные службы по месту жительства стараются еще какое-то время продолжать их курировать, ведут социальный патронат семьи, чтобы люди не терялись и знали, что всегда могут снова обратиться за помощью к специалистам. Но если жизнь удается наладить, о прошлом жертвы насилия предпочитают забыть как о страшном сне.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Один из критериев, по которому будущего агрессора можно узнать еще в начале отношений, — ревность. Нередко мужчина говорит, что это признак любви. И женщине какое-то время это даже льстит. А потом уже она сама начинает винить себя, что муж ревнует: пропустила звонок, задержалась на работе, нарядно оделась… Но такой контроль с его стороны — это как раз первый шаг к насилию в будущем. 

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Матвееня, психолог отделения социальной адаптации и реабилитации ТЦСОН Ленинского района Минска:

— Для жертвы в день заселения может быть важно просто выговориться, погрузиться в атмосферу спокойствия, почувствовать себя в безопасности. Все остальные вопросы нужно оставить на потом. Когда человек в стрессе, он может принимать неверные решения. Между тем проблемой неразрешенных конфликтов в семье часто становится неспособность вести диалог. Так, например, несправедливое распределение домашних обязанностей, экономические трудности, задержки на работе… Если вас это волнует, об этом нужно говорить друг с другом. А нет — в какой-то момент мужчина выпивает и начинает решать конфликты по-своему. Постепенно психологическая агрессия переходит на уровень физической. Что при этом делают женщины? Терпят. Говорят же, бьет — значит любит. Но это не так. В такой ситуации терпение приводит только к ухудшению. Выход? Во-первых, обратиться за помощью к психологу. Это поможет понять, что действительно происходит в семье и почему. Затем при необходимости в правоохранительные органы.

Психолог подчеркивает: обратив внимание на проблему, женщина, с одной стороны, почувствует, что уже не одна со своей бедой, с другой — не даст мужчине деградировать дальше. Главная задача — разорвать цикл насилия. К слову, по статистике, 90 процентов мужчин, применяющих физическое насилие, в детстве были очевидцами аналогичного поведения взрослых. И очень важно, чтобы такая же судьба не ждала и их детей.

Получить консультацию психологов можно и анонимно. Например, по телефонам круглосуточной кризисно-информационной линии для пострадавших от домашнего насилия: (044) 704-05-53; (017) 317-32-32. 

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter