На скамье подсудимых трое — бывший председатель концерна и ОАО «Сукно», экс-директор Слонимской камвольно-прядильной фабрики, а также помощник директора одной из коммерческих организаций. Первые двое обвиняются в злоупотреблении служебным положением, получении и покушении на получение взятки, третий — в подготовке к даче взятки.
НЕМУДРЕНУЮ схему, как в одночасье заработать миллион евро, придумал бывший директор минского ОАО «Сукно». Возможность обогатиться появилась у него в связи с модернизацией предприятия и закупкой нового импортного оборудования. Ушлый руководитель быстро смекнул, что, пролоббировав интересы фирмы-поставщика, потом можно потребовать у нее гонорар за свои скромные труды. Он понимал, что и компания вряд ли откажется от его предложения: по всем прикидкам выгода получалась обоюдная.
Осенью 2012 года акционерное общество провело конкурс на закупку необходимого оборудования. Станки общей стоимостью 16,7 миллиона евро должна была поставить одна немецкая компания, специализирующаяся на промышленном оборудовании и технике для сельского хозяйства. Соответствующий протокол от имени предприятия подписал его директор. Правда, исполнение пришлось отложить из-за того, что бизнес-план был признан сырым и отправлен на доработку.
Но вскоре руководитель акционерного общества возглавил концерн, и таким образом перед ним открылись новые, несравненно более широкие возможности для осуществления своих задуманных ранее целей.
Правда, ему все время не везло. Ни в начале 2013 года, когда он настоятельно просил представителя государства в наблюдательном совете предприятия проголосовать за заключение контракта именно с немецкой компанией. Ни потом, на общем собрании акционеров, перед которым председатель «Беллегпрома», не стесняясь, давал указания, кого надо поддержать. Не повезло и в Министерстве экономики, куда руководитель концерна направил результаты экспертизы бизнес-плана по обновлению оборудования в обществе: там с первого раза план не получил одобрения. В министерстве усмотрели нарушения в том, что в план не были включены документы, указывающие на полную стоимость строительно-монтажных работ, не проведен серьезный анализ по рынку сбыта. Отсутствовали, считали в ведомстве, и реальные доказательства окупаемости проекта в течение нескольких ближайших лет. А потому в выделении бюджетных средств, как это предполагает модернизация предприятия в рамках государственной программы, было отказано.
Самое большое, что удалось бывшему руководителю «Беллегпрома»: его старания в отстаивании интересов заметили в немецкой компании. И организовали бесплатный отдых для него и семьи. Сначала — в одном из пансионатов Германии, после — на Канарских островах. Вояжи председателя концерна и его семейства обошлись фирме-спонсору в 2600 евро. А сам высокопоставленный хозяйственник почти сразу после возвращения с заморского отдыха был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Так сказать, с Канар отправился на нары.
ТАКАЯ же не совсем приятная участь постигла и директора Слонимской камвольно-прядильной фабрики. Руководитель, по версии обвинения, готовясь к модернизации предприятия, провела переговоры с той же коммерческой структурой, что и председатель концерна. Первоначально необходимое оборудование планировали закупить в Италии. Посредником в сделке выступило ООО «Флексомир».
Директор предприятия недвусмысленно намекнула одному из руководящих сотрудников общества с ограниченной ответственностью, что вопрос по оборудованию во многом зависит от нее лично. И потребовала за положительное решение этого вопроса три процента от предполагаемой суммы сделки. При общей стоимости оборудования 1,2 миллиона евро «откат» должен был составить 36 тысяч. Представитель «Флексомира» сначала согласился, но позже перевел стрелки на вышеупомянутую немецкую компанию.
Однако предложения компании не совсем соответствовали условиям конкурса. Поэтому руководитель фабрики убедила председателя тендерной комиссии дать два дня немецким партнерам на доработку необходимого пакета документов. Пока поставщики приводили в соответствие свои предложения, директор поменяла состав не очень сговорчивой комиссии, включив в нее не специалистов инженерной службы, а некомпетентных в технических вопросах переводчика-референта, бухгалтера, юрисконсульта. Зато, как и хотела руководитель фабрики, тендер выиграл тот, кто и был нужен.
Бывшего директора обвиняют и в том, что она дважды ездила в зарубежные командировки за счет принимающей стороны, а по месту работы получала командировочные и компенсацию расходов за проезд. Кроме того, судом рассматривается неприятный инцидент в деятельности Слонимской камвольно-прядильной фабрики, когда в марте прошлого года упала принадлежащая предприятию 80-метровая кирпичная труба и почти сутки без отопления оставались некоторые жилые дома, важные социально-бытовые объекты районного центра. Бывшему руководителю ставят в вину то, что она, зная о необходимости ремонта трубы, должных мер для обеспечения безопасности не приняла.
Последнего фигуранта дела — представителя общества с ограниченной ответственностью «Флексомир» — обвиняют в подготовке к даче взятки. Следствие считает, что он действовал в сговоре с руководителем той же немецкой фирмы.
ПОДСУДИМЫЕ, кроме представителя коммерческой организации, по большинству предъявленных им обвинений свою вину не признают. Экс-директор камвольно-прядильной фабрики согласилась только с обвинениями в хищении средств предприятия, связанными с получением выплат за время зарубежных командировок. Правда, она уже вернула фабрике присвоенные таким образом 760 евро.
На скамье подсудимых она выглядит подавленно. По выражению ее лица можно без труда догадаться: такого финала не ожидала. В отличие от нее бывший руководитель «Беллегпрома» держится более уверенно. Он постоянно задает вопросы свидетелям, доказывает в суде обоснованность закупки оборудования именно у этого поставщика. Он уверен, что у правоохранительных органов не должно быть претензий к нему насчет правильности проведения тендера. Ведь проверки Минфина и КРУ никаких серьезных нарушений не выявили.
О том, что фирма из Германии предложила неплохое технологическое оборудование, пояснил во время судебного разбирательства и один из свидетелей – бывший заместитель гендиректора по производству ОАО «Сукно». Производительность новых станков оказалась почти вдвое выше старых. Новая техника также позволила решить кадровую проблему в акционерном обществе, улучшить качество выпускаемой продукции. Положительно отзывается о своем руководителе и коллектив, где он ранее работал. Для многих его арест — гром среди ясного неба. Правда, справедливости ради заметим: о закулисных сделках своего начальника некоторые из них не догадываются и по сей день.
По решению Верховного суда это громкое уголовное дело рассматривается в Гродно. Оно насчитывает несколько десятков томов. По делу проходит большое количество свидетелей. Поэтому процесс, говорят специалисты, обещает быть долгим, а приговор будет вынесен не раньше нового года.
От «СГ»
Мы будем информировать своих читателей о ходе судебного процесса.
gennadijj-gil@rambler.ru