Приглашение за кулисы: мы помогли пенсионерке из Могилева побывать на китайской опере Куньцюй и познакомиться со звездами сцены

Беседка династии Мин

Могилевчанка Людмила Максименко не скрывает: путешествовать любила смолоду. Тем более что в советское время поездки по большой стране были вполне доступной роскошью. Но одно желание — побывать в Азии — так и осталось нереализованным. При этом, призналась, больше всего манил далекий и загадочный Китай. Но раньше туры туда не организовывали, а сегодня одинокому пенсионеру и вовсе нереально выкроить на поездку деньги. Если не получается самому приблизиться к мечте, быть может, стоит сделать так, чтобы она тебя нашла? Пусть это даже будет компромисс. И случай наконец представился: Могилев принимал китайскую оперу Куньцюй! Представляющий гастроли Китайский культурный центр в Минске и дирекция Могилевского областного драмтеатра, на сцене которого блистали герои драматурга династии Мин, вникли в ситуацию. И не просто подарили пенсионерке пригласительный билет, но и помогли заглянуть за кулисы — чтобы получить автографы артистов.

Музыка их связала

Знакомиться с Людмилой Николаевной отправляюсь в центр соцобслуживания населения Октябрьского района. Заведующая отделением дневного пребывания для граждан пожилого возраста Жанна Кравцова уточнила, что сейчас в группе «Золотое времечко», где занимается пенсионерка, — репетиция. Участницы готовят к очередному выступлению новый номер.

В преддверии события.
— Сегодня без наших талантов практически ни один городской праздник не обходится, — признала Жанна Михайловна. — Кроме того, они участвуют в конкурсах, флешмобах, выезжают с гастролями в другие города области.

Спектр занятий в отделении дневного пребывания широк. Могилевчане в возрасте шестьдесят плюс учатся ремеслам, осваивают компьютерную азбуку и иностранные языки, занимаются спортом. И самое главное — общаются. Людмила Максименко не скрывает:

— Когда пришла сюда впервые, то, если честно, не рассчитывала остаться надолго. А сегодня просто не могу представить свою жизнь без занятий, походов, встреч с друзьями. Никогда не думала, что и в пенсионном возрасте можно найти не просто единомышленников, а людей, с которыми даже дышится легче. Не предполагала также, что буду петь и танцевать, в том числе на сцене, перед зрителями!

Алла Ткаченко, Ева Сингаевская, Наталья Гончарова тоже подтвердили: жизнь на пенсии только начинается! Ради румбы, самбы, ча-ча-ча они готовы пожертвовать поездками на дачу. Посиделки у подъезда — тоже не про них, есть дела поинтересней. Сегодня в отделении дневного пребывания новые грани талантов открыли у себя более полутора сотен могилевчан. Жанна Кравцова подчеркнула: двери распахнуты и для других желающих!

Гастроли — событие знаковое!

Понятно, что между любительским коллективом и профессиональным разница большая. Но немало и общего: и те и другие дарят людям яркие эмоции. Пекинский же театр оперы Куньцюй не только для Могилева событие знаковое.

— Это совсем другая культура, иной подход к музыкально-драматическому искусству, — что, считает Людмила Николаевна, еще интереснее для нашего зрителя. Основной репертуар Могилевского драматического театра ей знаком, Максименко — одна из его постоянных поклонниц.

Директор Андрей Новиков не скрывает, что неравнодушным зрителям в театре всегда рады. Благотворительные проекты здесь в целом не редкость:

— Напомню, что здание старейшего в Беларуси театра возводилось на народные деньги. На его сцене пел Федор Шаляпин, играл Сергей Рахманинов. А в ложе сидел сам Николай ІІ.

Андрей Федорович напомнил, что могилевчане уже знакомы с китайским театральным искусством: в прошлом году им посчастливилось аплодировать Шеньчженской театральной труппе китайских опер, и за это тоже отдельное спасибо Китайскому культурному центру в Минске. В 2018-м, к слову, Могилевский областной драматический театр стал третьим по счету театром страны, который вошел в Международную лигу театров «Шелковый путь». А это значит, что международное сотрудничество, в том числе обмен опытом, актерским мастерством и, конечно, гастролями, станет еще активнее!

Литературный редактор театра Ольга Семченко рассказала, что опера Куньцюй — явление уникальное:

— Это один из наидревнейших китайских театральных жанров, который появился еще при династии Мин и считается матерью всех опер. В 2001-м ЮНЕСКО внесла его в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

Вместе с руководителем литературно-драматургической части театра Елизаветой Дерученко она проводит Людмилу Николаевну за кулисы, где звезды китайской сцены готовятся к выступлению.

За кулисами.

Автограф от Чэнь Линь

Выбеленные лица, розовые тени, затейливые линии на щеках. Грим у актеров Поднебесной яркий и необычный. По сути, он пришел на смену замысловатым маскам и призван сохранить всю гамму настроения героев. Многие артисты краски на скулы, нос, подбородок наносят сами. Чэнь Линь загримировала себя одной из первых, а замысловатую конструкцию на голове украсила розовым цветком. Вопреки первому впечатлению, что именно так и должна выглядеть главная героиня, выяснилось: на подмостках ей предстоит сыграть один из шести пионов. Девушка по слогам повторяет имя — Люд-ми-ла. И рисует иероглифы на программке — автограф на память. Узнав, что хотелось бы еще и совместное фото, попросила пару минут — на завершение последних штрихов в деле облачения в многослойный яркий костюм.

Автограф на память.
Рискнули мы войти и в соседнюю гримерку, где шел процесс преображения реальной центральной фигуры пьесы «Пионовая беседка» — дочери богатого чиновника Ду Линян. Эту роль доверили Юй Сюэцзяю. Над актрисой колдовали специалисты, и мы мешать не стали — последние мгновения перед выступлением, как известно, самые волнительные. Стоит ли усугублять? Тем более что свободную минутку смогли выкроить ее коллеги. В частности, Чжан Синьюн рассказал, что в пьесе играет почти два десятка лет. Его роль — духа-демона. По большому счету, признался, второстепенных ролей в китайской опере не бывает. От каждого артиста требуется многое. Помимо пения, это пластика, выразительность движений, ритм. Все для того, чтобы зритель мог как можно глубже проникнуться рассказанной историей. Елизавета Дерученко констатировала:

— Северный театр оперы Куньцюй, которым руководит вице-председатель Ассоциации китайских драматургов Ян Фэньи, придерживается классических канонов подачи пьес древних драматургов. «Пионовая беседка», которую Тан Сяньцзу написал еще в XVI столетии, не исключение.

Еще раз про любовь

Три звонка — и представление начинается. Места для нас отведены в партере, что особенно ценно — в зале просто яблоку негде упасть. Сразу становится ясно: китайская опера с привычным ее пониманием очень разнятся. Переживания, волнения, страдания, радость своих героев актеры передавали не только через пение. Танец, смех, даже шаги — каждое движение продумано и за сотни веков отточено до совершенства. А сюжет «Пионовой беседки» все о том же — о трудностях и триумфе любви.

Места отвели в партере.
Около полутора часов действа и шквал аплодисментов. Зрители аплодируют артистам стоя, не отпуская их за кулисы. Людмила Николаевна не скрывает, что постановка превзошла даже самые смелые ее ожидания:

— Просто удивительно, насколько широкой может быть сценическая палитра. Искренность актеров, желание донести до зрителей нюансы сюжета, их мастерство — все это делает спектакль понятным даже для того, кто не знает китайского языка, хотя, — призналась, — в бегущую строку перевода все равно заглядывала.

Этот поход, не скрывает, добавил хороших эмоций, которыми она готова поделиться с подругами из отделения дневного пребывания. А все они вместе будут рады поднять настроение землякам, которые придут на их выступления. Программа нынешнего лета, к слову, у «Золотого времечка» насыщена, как никогда раньше.

markova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter