Берлинская конференция по Ливии важна внешним игрокам для укрепления своего имиджа

Берлинская демонстрация дипломатических ресурсов

Давно не собиралось вместе такое количество мировых лидеров, как на Берлинской конференции по Ливии. Кроме президентов России и Турции, которые первыми добились прекращения огня в Ливии и уже зафиксировали свой миротворческий статус на стамбульской и московской встречах, в Берлин прибыли представители более десяти государств. И дело даже не в количестве, а в качестве: здесь сошлись и запад, и восток, и юг, и север.


США, Великобритания, Франция, Италия, Китай, ОАЭ, Конго, Египет, Алжир, а также представители ООН, Евросоюза, Африканского союза и Лиги арабских государств... Что объединяет участников этого мирового саммита, притом что главные «виновники торжества» — руководитель ливийского правительства Фаиз Сарадж и его противник в продолжающейся гражданской войне фельдмаршал Халиф Хафтар, командующий Ливийской национальной армией, — на общем фотографировании так и не появились?..

Конечно, их объединяет желание восстановить государственную целостность Ливии, разрушенную, как без обиняков напомнил коллегам Президент РФ Владимир Путин, после убийства Каддафи. Это беспокоит всех, потому что через бесконтрольные ливийские ворота хлынул поток беженцев в Европу с Ближнего Востока и из Африки.

Но обращает на себя внимание и факт отдельной двусторонней встречи президентов России и Турции в Берлине, во время которой они акцентировали собственную роль в прекращении огня, а значит, и свои гарантии в проведении данной конференции.

Берлинская конференция по Ливии была важна внешним игрокам для укрепления имиджа и демонстрации своих дипломатических ресурсов. Но не ценой собственных интересов…

Ведь участников конференции многое и разъединяет. Турция поддержала Сараджа из-за согласия действующего ливийского правительства о проведении морской границы таким образом, чтобы важнейшие на сегодня газовые месторождения Средиземного моря оказались под турецким контролем. Россия же добивается ливийского плацдарма в Африку, имея большее количество контактов с Хафтаром. Как пишет пресса, Италия поддержала интересы своего нефтяного концерна Eni и Сараджа, а вот президент Макрон защищает интересы своей французской нефтегазовой корпорации Total и выступает на стороне Хафтара. Арабские страны в этом конфликте также по разные стороны баррикад. Если Катар поддерживает Сараджа главным образом деньгами, то Саудовская Аравия и ОАЭ выступают на стороне Хафтара поставками оружия.

Что удалось сделать Германии, которая попыталась перехватить дипломатическую инициативу Москвы и Анкары?

Переведем итог конференции на язык фактов. Будет ли вывод иностранных войск и наемников, которые поддерживают противоборствующие стороны в Ливии? Нет. Будет ли введен миротворческий контингент под эгидой ООН или военная миссия Евросоюза? Пока нет. Единственным конкретным результатом встречи на высшем уровне стала договоренность соблюдать эмбарго на поставки оружия и живой силы в Ливию.

Участники переговоров единогласно признали, что затянувшийся конфликт в североафриканской стране не может быть решен военным путем. Смущает только одно: переговоры шли без участия ливийцев...

romanova@sb.by

P.S. В ходе Берлинской конференции именно командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар отказался подписывать соглашение о перемирии в Ливии.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter