Берем камень и отсекаем лишнее

Один бездарный скрипач безнадежно испортит выступление блестящего оркестра.
Один бездарный скрипач безнадежно испортит выступление блестящего оркестра. Несмотря на то что искусство держится на ярких индивидуальностях, личностям творческим приходится уживаться в коллективе. Причем, как оказывается, в этом замкнутом богемном мире люди зависят друг от друга, как нигде в другом месте.

На первый взгляд кажется, что подобные размышления меньше всего относятся

к изобразительному искусству. "От кого, собственно, зависит скульптор?" - спросите вы. Казалось бы, заперся в мастерской и твори себе. Тем не менее в "околоскульптурном" мире тоже достаточно профессий, которые остаются в тени. И без них творцам никак не обойтись.

О форматоре замолвите слово

- К примеру, мало кто знает, что есть такая профессия - форматор, - рассказывает директор художественной галереи "Onik" искусствовед Николай Пограновский. - Вначале скульптор делает свою работу из пластилина или глины. После этого с модели снимается окончательная форма, по которой скульптура уже будет отливаться в бронзе. Эту работу и делает форматор. От его профессионализма зависит многое. Представьте себе скульптуру пятиметровой высоты. Отлить ее целиком практически невозможно. Вместо этого форма снимается частями, и форматор определяет, в каком месте будут швы. Если форматор профессионал, форма скульптуры после литья будет сохранена наиболее точно.

Задумав воплотить свое детище в камне, художник нередко обращается к каменотесу. В фойе Национального художественного музея стоит много работ знаменитого белорусского скульптора Заира Исааковича Азгура. Все они выполнены в граните или мраморе. Конечно, сам Азгур все эти скульптуры не вытесывал, ведь сделать каждую из них заняло бы не меньше полугода! Он лепил только точную гипсовую модель и после осуществлял "авторский надзор", пока каменотесы переводили ее в камень.

- Еще один человек, от которого зависит успех скульптора, - архитектор, - считает Николай Пограновский. - К примеру, в Полоцке был установлен памятник Франциску Скорине. На мой взгляд, место для скульптуры было выбрано не совсем удачно. То, что белорусский первопечатник стоит не в старой части города, а на фоне "хрущевок", - еще полбеды. Хуже, что скульптуру установили на слишком высоком постаменте, солнце чаще всего светит сзади и получается, что лицо Скорины постоянно находится в контражуре... Его попросту не видно! Пример удачного выбора архитектора - памятник Максиму Богдановичу в Минске.

Кстати, о Скорине. Сложная ситуация возникла с памятником первопечатнику в Минске. Творческий конкурс среди скульпторов, желающих участвовать в проекте, длился долго, в несколько этапов, участвовали в нем 49 художников. Победил тогда еще совсем молодой Алесь Дранец, который учился в аспирантуре при Академии художеств СССР. Памятник был отлит около пяти лет назад. Но до сих пор не решено, куда же его установить. Первоначально планировалось поставить монумент первопечатнику напротив колоннады Академии наук. Между прочим, архитектор Лангбард, который спроектировал здание Академии наук, в своем проекте предусматривал, что напротив колоннады станет скульптура. Но после было решено установить ее перед строящимся сейчас зданием Национальной библиотеки. Вот и ждет Скорина своего часа уже который год.

А автор кто?

Случается порой и так, что сложно установить, кто является автором скульптуры. Однажды Николаю Пограновскому позвонила сотрудница Национального художественного музея: "Мы сейчас делаем новый путеводитель по музею, хотим найти, кто же был действительно автором скульптур, расположенных на фасаде здания". По официальным данным, авторство принадлежало Василию Адашкевичу.

- Но я слышал, что эти скульптуры ваяли другие мастера, - вспоминает Николай Михайлович. - Решили обратиться к самому Адашкевичу. Старый художник подтвердил: действительно, скульптуры он не делал, но так как заказ был оформлен на него, по ошибке приписали и авторство. Вот как это случилось: много лет назад Василий Дмитриевич получил заказ на декоративное оформление здания Национального художественного музея. Адашкевич пригласил помощников - Андрея Бембеля и братьев Роберманов. Но вскоре он увлекся какой-то другой работой, и получилось, что, по сути, все три скульптуры сделали помощники.

Еще одна похожая история. Заир Исаакович Азгур как-то получил заказ на изготовление мемориальной доски Ивану Варвашене, для одноименной улицы в Минске. По каким-то причинам Заир Исаакович этот заказ сделать не успевал и предложил его выполнить младшему коллеге, скульптору Андрею Заспицкому, который в то время работал в его мастерской. Заспицкий доску сделал. Пришла комиссия принимать сразу несколько работ, в том числе и мемориальную доску. Азгур забыл сказать комиссии, что автором был Заспицкий, и авторство было причислено Заиру Исааковичу. Это ни в коем случае нельзя расценивать как присваивание чужой славы себе. Работа была незначительная, Азгуру, тогда уже известному скульптору, эта доска не прибавила бы славы. Он и гонорар за работу Заспицкому сразу отдал. Просто случайность - в жизни творческих людей и такое бывает.

Как правило, когда предстоит большая работа, скульптор приглашает в помощники либо своих коллег, либо студентов. Есть такой процесс, который называется "прокладка". Когда утвержденный эскиз надо перевести в натуральный размер в глине или пластилине, помощники "набрасывают" основную форму будущего произведения. Такую работу могут выполнить практически все начинающие скульпторы. Мастер, конечно, следит за процессом. Но сам работать начинает, когда надо выявить самые важные моменты скульптуры, - к примеру, лицо или руки. Если в процессе работы товарищ по цеху, который был приглашен в помощники, вносит существенные коррективы, его берут в соавторство. Но вопрос очень зыбкий, деликатный, и разговаривать на эту тему обычно не любят.

- А вообще, до эпохи Возрождения художники и скульпторы к вопросу авторства относились не так болезненно, - рассказывает Николай Пограновский. - В средневековье большинство творческих людей входили в цех, там не было отдельного автора, каждый делал свою часть работы, ту, с которой лучше всего справлялся. А что касается таланта и вдохновения... Считалось, что художник выступает только как посредник, скромный исполнитель, на самом деле это Бог водит рукой творца. По большому счету, так оно и есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter