Бензиновый туризм: «горючие» путевки

Портрет явления с натуры
Портрет явления с натуры

На подъезде к белорусско–польской границе, а точнее, к пункту пропуска «Брузги» — двухкилометровая очередь из легковушек. Движется медленно, темпом напоминая обычную городскую пробку. Проезд вперед метров на 7 — 10 и снова остановка, во время которой кто–то из водителей обязательно выходит и курит, пробегаясь вперед по очереди или прислонившись к посеревшему от пыли боку своей машины. «Бензиновый туризм»... Так называется это явление, преобразившее жизнь приграничья, о котором уже знает и вся страна, в том числе благодаря публикациям в «СБ».

Как это было

Словосочетание «бензиновый туризм» появилось еще лет пятнадцать назад, во времена безвизовой «Польши–незаграницы». Тогда на самом деле торговали бензином, пересекая кордон по туристическому ваучеру. Позже вояжеры переключились на продукты и о горючем товаре на время забыли.

Вспомнили о нем уже в XXI веке, но теперь королевой частного экспорта стала солярка. Пробовали торговать и бензином, но поскольку почти всем продавцам одновременно пришла в голову мысль о том, что реализовывать разбавленный бензин гораздо выгоднее, чем чистый, белорусское топливо быстро себя дискредитировало. Еще какое–то время поляки пытались пользоваться приборчиками по измерению октанового числа, но быстро убедились, что прикладная смекалка — это не удел одного — двух белорусов, а, скорее, национальная черта. Вот так на смену «бензиновому туризму» пришел «туризм солярочный». Солярку разбавлять нечем, да и найти варианты ее покупки по дешевке проще.

Как это делается

Варианты покупки «соляры» каждый ищет по–своему. Конечно, залить канистры за копейки на селе считается самым удачным вариантом, но и на одном баке легально купленного товара можно «наварить» 30 — 40 долларов. Так что если приложить максимум усилий и сделать четыре рейса в сутки, дневной заработок составит около 150 «зеленых».

Кстати, о баке. Главное правило профессионального «туриста–бензинщика» — «набить» единственную разрешенную к провозу емкость до отказа. Здесь объясню поподробнее для людей, далеких от автомобильных реалий. Дело в том, что горлышко автомобильного бака расположено под углом. Для того чтобы залить солярку до краев, нужно «завалить» машину так, чтобы горлышко стояло вертикально, тогда можно будет добавить еще 10 — 15 литров. Открывать такой бензобак на ровной дороге не рекомендуется: лишние литры моментально окажутся на «туристе», на асфальте или на машине. Поэтому на той стороне границы машина снова ставится под нужным углом, и товар сливается в канистры. В баке остается просчитанный минимум горючего, позволяющий дотянуть до ближайшей заправки.

Как это выглядит

Очередь к приграничному пункту пропуска очень аккуратная: машины с белорусскими и польскими номерами выстроились в цепочку по одной, водители по очереди занимают образующиеся пустоты. Никакого раздражения от долгого ожидания. Никто не против того, что я бегаю вокруг с фотоаппаратом и ищу ракурсы.

Зато на поперечных «улицах» — оживленная работа. Вокруг заваленных на придорожных откосах легковушек снуют «туристы» с канистрами.

Особое впечатление при поездке по «солярочным» местам остается от созерцания обочин дорог, уставленных заправляющимися машинами. Судя по всему, они одновременно служат и как отхожее место, и как свалка твердых бытовых отходов. Бутылки, банки, пакеты и объедки лежат плотным покрывалом, создавая своеобразный и тошнотворный ландшафт.

Как это расценивать

Как неуемную заботу человека о собственном благополучии. Действо чем–то напоминает ситуацию в чеченских и украинских местечках, через которые проходит нефтепровод. Правда, все те, кого удалось «застукать» в тех краях с ведрами, канистрами и цистернами, наполненными краденой нефтью, понесли наказание. Ведь выкачку «жидкого золота» из просверленного нефтепровода даже дилетант может квалифицировать как воровство, и статья соответствующая в Уголовном кодексе есть. А вот поездка с полным бензобаком в соседнюю страну — это внешне законно и прибыльно. Есть нюансы с уплатой налогов, но на то он и «черный нал», чтобы в глаза не бросаться. И пока государственные умы додумаются, как бы поплотнее закрыть дыру в белорусском «соляркопроводе», тысячи машин будут выезжать к границе, как на работу, и дисциплинированно стоять в аккуратной очереди, которая своей профессиональной стройностью так не похожа на городскую пробку.


Компетентный комментарий

Николай РОМАНЕНКОВ, заместитель начальника отдела морально–психологического обеспечения Гродненского погранотряда:

— Водители, проезжающие с полным бензобаком границу, никаких нормативов, проходящих по нашему ведомству, не нарушают. А вот пограничникам от этого бизнеса приходится нелегко: для того чтобы очередь из автомобилей на пропускных пунктах не выстраивалась на десятки километров, наши сотрудники работают практически без отдыха. Если нашими нормативами предусмотрено пропускать в сутки 400 машин, то реальное количество пропускаемых — от полутора до двух тысяч.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter