Беляцкий, Стефанович, Лабкович – сроки наказания прежние

Обвинение

Сегодня, 21 апреля 2023 года Минским городским судом рассмотрены апелляционные жалобы бывших правозащитников, руководивших центром «Весна», Александра Беляцкого, Валентина Стефановича, Владимира Лабковича и их защитников.


Четвертый фигурант, дело в отношении которого рассматривалось в рамках спецпроизводства, Дмитрий Соловьев, апелляционную жалобу не подавал. Находящийся за границей Соловьев вообще не проявлял никакого внимания к процессу, поэтому отсутствие его апелляционной жалобы вполне закономерно. Как и отсутствие апелляционной жалобы от его защитника — если обвиняемому не нужна апелляция, не нужна она и адвокату. Таким образом, приговор в отношении Соловьева вступил в силу в день вынесения (3 марта 2023 года).

Напомним. Беляцкий, Стефанович, Лабкович, Соловьев обвинялись в совершении преступлений, квалифицированных по части 4 статьи 228 УК РБ (контрабанда, совершенная организованной группой лиц) и части 2 статьи 342 УК РБ (обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности).

Согласно предъявленным Беляцкому, Стефановичу, Соловьеву и Лабковичу обвинениям, ими и их подчиненными в период с 4 апреля 2016 года по 14 июля 2021 года через границу Беларуси были незаконно перемещены денежные средства в размере 198 967,66 евро и 54 895,59 долларов США.

Из итоговой суммы были исключены денежные средства (в связи с отсутствием информации о перемещении их на территорию Беларуси в полном объеме), полученные литовской организацией «Pavasaris» (руководитель – Беляцкий) на ее расчетные счета, все средства, израсходованные «Весной» на оплату штрафов, услуги адвокатов, содержание под стражей, передачи для арестованных по административным и уголовным делам в период с 2020 года, финансовые и отчетные документы, имеющие сомнительное оформление. Именно поэтому итоговая сумма достаточно скромная.

Оплата «Весной» штрафов и прочих расходов белорусской оппозиции подтверждена многочисленными свидетельскими показаниями, квитанциями, расписками и отчетами.

Всего материалы уголовного дела в отношении Беляцкого, Стефановича, Лабковича и Соловьева уместились в 284 тома, в ходе предварительного следствия было допрошено более 100 свидетелей.

Приговор

Судебные заседания по делу Беляцкого, Стефановича, Лабковича и Соловьева в суде Ленинского района г. Минска началось 5 января и закончились 3 марта 2023 года вынесением приговора.

В результате, Александру Беляцкому было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 5 000 базовых величин (185 000 рублей);

Валентину Стефановичу — 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 3 000 базовых величин (111 000 рублей);

Дмитрию Соловьеву — 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 3 000 базовых величин (111 000 рублей);

Владимиру Лабковичу — 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима со штрафом, в размере 3 000 базовых величин (111 000 рублей).

Однако, Государственный обвинитель Александр Король, выступая в прениях, предлагал для обвиняемых сроки наказания подольше и штрафы повесомей.

Так, Беляцкому предлагалось наказание в 12 лет лишения свободы, Стефановичу – 11, Соловьеву – 10 и Лабковичу – 9.

После вынесения приговора, государственным обвинителем был принесен апелляционный протест, касающийся назначения наказания одному обвиняемому, а именно Владимиру Лабковичу.

Государственный обвинитель полагает, что назначение Лабковичу наказания в виде 6 лет лишения свободы за совершенные преступлений, которые были квалифицированы по части 4 статьи 228 УК РБ, является неверным. По части 4 статьи 228 может быть назначено наказание от 7 до 12 лет. Причин для назначения Лабковичу наказания ниже нижнего предела, предполагаемого Уголовным кодексом, судом не установлено. В связи с этим, государственный обвинитель в своем протесте полагает необходимым назначить Лабковичу наказание по части 4 статьи 228 УК РБ в виде 7 лет лишения свободы. Итоговое наказание Лабковича, по мнение гособвинителя, должно остаться прежним — 7 лет лишения свободы.

Протест государственного обвинителя также рассмотрен Минским городским судом.

Апелляция

Заседание суда апелляционной инстанции началось с неожиданности — адвокат Беляцкого заявила ходатайство о переносе рассмотрения на неопределенный срок. Причины? Беляцкий опять не успел прослушать все аудиозаписи заседаний.

Все как всегда — Стефанович с Лабковичем успели, Беляцкий — нет. Он точно также и в суде первое время требовал прекратить рассмотрение, потому что он не успел все 283 тома дела прочитать. Хоть и дополнительное время ему давали, но не успел. Конечно, если посвящать ознакомлению с одной страницей по 40 минут, то 283 тома можно растянуть как раз на несколько лет. Чего, собственно, и хотел Беляцкий. Теперь вот аудио не успел прослушать.

Но суд, посовещавшись, принял решение оставить ходатайство без удовлетворения и продолжать рассмотрение апелляционных жалоб и протеста государственного обвинителя. В материалах дела имеются расписки о предоставлении Беляцкому возможности ознакомления с аудиозаписями. И, что самое главное — собственноручные подписи Беляцкого, свидетельствующий о том, что такими возможностями он воспользовался.

В своих апелляционных жалобах обвиняемые Беляцкий, Стефанович и Лабкович и их защитники не написали ничего нового. Все не доказано, приговор отменить, обвиняемых освободить с извинениями.

Беляцкий, в обоснование незаконности приговора, не забыл упомянуть, что русского языка он не знает, переводчика ему так и не предоставили, поэтому все права его нарушены и поэтому он готов пойти домой.

Стефанович не преминул вспомнить про легендированного свидетеля «Карпович», которая умудрилась не только нарушать права обвиняемых непосредственно в суде, но и публиковала критические и клеветнические статьи о них в СМИ. И поэтому тоже приговор нужно отменить.

Лабкович в своей апелляционной жалобе напомнил суду, что у него трое малолетних детей и вообще он не сильно работал в «Весне», просто координировал там кампанию по мониторингу выборов. Две кампании. А все остальное неправильно, неверно и не доказано и домой отпустите.

Вообще в апелляционных жалобах часто звучали слова о том, что обвиняемые осуществляли законную правозащитную деятельность в Беларуси. Все работали бесплатно, по зову сердца и потому, что люди они прекрасные, а Беляцкий вообще был руководителем «Весны» чисто номинально.

И денег у «Весны» не было, поэтому через границу и возить было нечего. Да и «Весны»-то, оказывается, не было. А пара оплаченных штрафов настолько незначительный эпизод, что и упоминать о нем не стоит. Вот, правда, обосновать это особо нечем, но, видимо, верить людям надо на слово. Тем более таким, которые осуществляли законную правозащитную деятельность в организации, которой не было …

Ах да, ну и дело же, конечно, политическое — об этом тоже обязательно упоминалось в апелляционных жалобах. Как и о заслугах обвиняемых, которых, как заявила одна из защитников, даже нельзя подозревать в совершении преступлений, в связи с … их безупречной репутацией. С безупречностью репутации обвиняемых можно б было и поспорить, но суду никакие репутации не интересны, как и предшествующие заслуги. А доказательств совершения Беляцким, Стефановичем и Лабковичем преступлений, в которых их обвиняют, в материалах дела более чем достаточно. Даже если обвиняемые и их защитники имеют на этот счет иную точку зрения.

Защитники своих доверителей, конечно, поддержали. Только более детально останавливались на своих доводах о невиновности обвиняемых. Но тоже ничего интересного — все это уже звучало в ходе судебного рассмотрения дела или в прениях. Все дружно просили приговор отменить, Беляцкого, Стефановича и Лабковича освободить.

После перерыва суд огласил свое решение: протест государственного обвинителя удовлетворить и изложить приговор в новой редакции, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

С момента оглашения решения суда апелляционной инстанции приговор считается вступившим в силу. Таким образом, сроки наказания для Беляцкого, Стефановича и Лабковича остались прежними — 10, 9 и 7 лет лишения свободы соответственно. Суммы штрафов и иска также не изменились.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter