Бег на месте

Более 5 миллионов граждан (79,5 процента от списка избирателей) проголосовали за депутатов местных Советов...

Дачно–огородный сезон считается не самым подходящим для избирательных кампаний. Но люди за житейскими хлопотами все же не забыли исполнить свой гражданский долг. Более 5 миллионов граждан (79,5 процента от списка избирателей) проголосовали за депутатов местных Советов.


Обладателями мандатов стали 21.288 человек. Часть из них никогда раньше не занимали депутатских кресел. Почти наполовину местная власть в Беларуси — женщины. Около 2 тысяч депутатов еще не отметили свое 30–летие.


...Поправки в Избирательный кодекс с самого начала «закрутили» кампанию вокруг кандидатов от партий. И особенно — оппозиционных. Окруженные вниманием ЦИК и прессы, партийцы ощутили себя vip–персонами политических событий. И со всеми положенными vip-капризами демонстрировали борьбу. В итоге в местные Советы прошли 306 партийцев. И, говоря образно, правые получили сокрушительный хук слева. А вот что говорит сухая статистика: 265 депутатов — члены Коммунистической партии Беларуси. «Серебро» у команды аграриев — от них 28 человек. На третьем месте — Республиканская партия труда и справедливости с шестью местами. Белорусская социально–спортивная партия и оппозиционные левые — «Справедливый мир» — получили по два мандата. Либерал–демократы, представители БСДП Громада и Белорусская патриотическая партия — по одному. Другими словами, правой оппозиции в депутатском корпусе нет. Отдельной графой в местной власти представлены граждане России — 18 человек.


...Секретарь ЦИК Николай Лозовик к комментариям по итогам кампании подошел творчески. Участие оппозиции в выборах он охарактеризовал как «Слезы Туби» — рассказ Янки Мавра о несчастных маленьких ловцах жемчуга, на которых наживаются проклятые капиталисты. По его мнению, оппозиция достигла совершенства, эксплуатируя образ жертвы, так что запрограммирована на поражение.


«Я не испытываю эйфории, что в местных Советах фактически нет представителей политической оппозиции. Участие депутатов с разными политическими взглядами делает избирательный процесс более интересным и активизирует работу местных органов власти, — рассуждает Н.Лозовик. — Вероятно, оппозиционеры не ожидали, что поправки будут работать, были не готовы стратегически. Или участвовали в выборах лишь с одной целью: дискредитировать их, показать, что выборы у нас якобы декоративные. Так называемая «традиционная оппозиция» на выборах была представлена статистами и практикантами».


Раскрученное название, оказалось, в наших условиях не работает. Малоизвестные партии, о которых до выборов слышали только узкие специалисты, получили больше мандатов, чем те, которым посвящены сотни интернет–страниц. Николай Лозовик предположил, что популярность у избирателя нельзя завоевать «бегая по площадям и, надев тельняшку, валяясь на мостовой в знак протеста». Тем самым, видимо, бросив камешек в огород ОГП, лидер которой однажды надел неудачный полосатый свитер на акцию очередного протеста. Ведь метания ОГП на этих выборах рискуют войти в хрестоматию избирательных чудес. Сначала партия долго публично сомневалась, участвовать в кампании или нет. Потом решилась, потом отказалась, потом подумала и разрешила отдельным своим кандидатам «у кого огонь в глазах» продолжить бороться за голоса. Хитрый маневр не оценили даже коллеги по «демократической» борьбе. Хотя внезапными отказами отличились не только представители ОГП. Жалобами, отзывами кандидатов, невыполнимыми требованиями отрекомендовались на местах представители почти всего оппозиционного крыла.


...Нынешний избирательный «забег» оппозиция декларировала как разминку, тренировку и прочие упражнения в преддверии предстоящей президентской кампании. Звучит красиво.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter