Башмачок с ноготок

Могилевские сапожники шьют обувь под заказ и... для души
Могилевские сапожники шьют обувь под заказ и... для души

«Дядя, а вы моей кукле туфельки сошьете?», «А вон те башмачки — для кого?», «А для Золушки у вас есть?» Подобными вопросами сапожников, работающих в одной из могилевских частных обувных мастерских, дети, которые свято верят в существование добрых фей, домовых и волшебников, уже замучили. А наведываются они сюда нередко, некоторые специально приходят, как на экскурсию. Ну в каком музее или обувном магазине можно увидеть коллекцию крошечных сапог, башмачков, тапочек и туфелек, которые не всякой кукле будут впору? Самый «крупный размер» — сантиметров 10 от носка до пятки, самые маленькие босоножки — не больше мужского ногтя!

Идея создать коллекцию миниатюрной обуви одному из хозяев мастерской — Валере — пришла в голову несколько лет назад: «В Польше, Москве подобные «выставки» не в диковинку, наши коллеги давно сообразили, что крохотные сандалики и вьетнамки — не только украшение, но и знак качества: даже человек далекий от обувного ремесла сообразит: чтобы сшить такое, надо быть настоящим профессионалом. К примеру, в нашей коллекции есть босоножки величиной с ноготь, сапожки со спичечный коробок с каблучками, вставками и замочками, крошечные ботфорты со шпорами.

Первым за пошив малюсенькой обуви взялся Александр Шабеко. В каталоге отыскал элегантные мужские туфли и за несколько дней смастерил их точную копию. Следом появились ботинки, сапоги, шлепанцы. Глядя на него, и другие мастера загорелись. Мол, чем мы хуже, тоже можем «ювелирную» работу делать! Нынче в коллекции могилевских обувщиков около сотни пар «игрушечной» обуви: смешные клоунские ботинки, меховые «ушастые» тапочки, стильные кожаные сапоги, мокасины, шлепанцы и элегантные босоножки — точь–в–точь как носят модницы, только длиной в полтора сантиметра...

— При желании толковый мастер за день может сшить две пары обычной обуви, а с такой, «кукольной», если делать ее по всем правилам, провозится неделю, очень уж детали миниатюрные, — делятся своими секретами мастера.

Подивиться на крохотные сандалики, пара которых легко уместится на детской ладошке, приходит не только малышня. Взрослые клиенты нередко пристают к сапожникам с уговорами, чтоб те продали хоть один башмачок. Немалые деньги сулят, да только все без толку. На заказ и на продажу мастера такую обувь не шьют. Только для души.

— Некоторые люди, смирившись с тем, что изящные тапочки и босоножки не продаются, сами стали привозить нам сувениры. Так что у нас теперь есть маленькая глиняная, деревянная, соломенная и стеклянная обувь из Турции, Болгарии, Чехии, — демонстрирует подарки обувных дел мастер Александр Шабеко. — Правда, это не ручная работа. Кроме разве что вон тех чудных башмачков из хлеба, которые нам прислали... из тюрьмы.

Но есть и другие посетители. Поняв, что уговорить мастеров продать или подарить миниатюрные туфельки не удастся, эти люди, стоит приемщику на минутку отлучиться, снимают со стенда, расположенного рядом со столом заказов, приглянувшиеся тапочки и... делают ноги. С десяток пар уже увели. Разумеется, в милицию на таких воришек никто не заявляет — поди отыщи башмачок с ноготок! Хотя стоит такая обувь недешево — долларов 50 пара. Одна бабуля, узнав цену, руками всплеснула: «И зачем вы ее шьете, ведь не носит никто!» «Кто знает? — смеются мужики. — Может, тут по ночам домовые да барабашки со всей округи собираются?»

...Я, конечно, понимаю, что никаких домовых и барабашек не существует. Но когда взвешиваешь на ладони трогательный игрушечный сандалик, так хочется, чтобы это было неправдой. Ведь когда веришь в сказку, сама невольно становишься чуточку добрее...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter