Барселона: город Гауди и уличных музыкантов

Мгновенная узнаваемость лишь по одной картинке, по одному силуэту – такая привилегия дана многим европейским городам. У Парижа это Эйфелева башня, у Рима – Колизей, у Барселоны – храм Святого семейства.

Мгновенная узнаваемость лишь по одной картинке, по одному силуэту – такая привилегия дана многим европейским городам. У Парижа это Эйфелева башня, у Рима – Колизей, у Барселоны – храм Святого семейства. Если французская столица интригует и соблазняет, а итальянская просвещает, то испанская – сеньора противоречивая: привольность и легкомыслие соседствуют с глубинами философии, город то очаровывает своей красотой, то погружает в атмосферу криминала.

 

 

С заходом солнца активизируются карманники

В мае туристический сезон здесь только начинается: гости из сотен стран мира наводняют широкие проспекты и готические петляющие улочки. Каждый находит место по душе: для кого-то незабываемыми становятся песчаные морские пляжи, для кого-то – панорамные площадки на горе Монтжуик или Тибидабо. Не случайно Вуди Аллен выбрал именно этот город для романтических перипетий героев фильма «Вики Кристина Барселона».


Средневековое сердце каталонской столицы – готический квартал и его неотъемлемая часть – уличные музыканты. Петляя узкими улочками, стоит почаще поднимать глаза вверх. Туда, где нарядные фасады, где причудливые башенки на крыше и кованые балкончики.


На довольно небольшом по площади участке земли вокруг Кафедрального собора Святой Евлалии теснятся целые эпохи, спрятанные от глаз вездесущих туристов в изгибах улочек и маленьких площадей. Древние римляне и варвары, мавры и первые христиане – все они оставили здесь свой след, как вполне материальный, так и атмосферный, в виде многочисленных легенд и преданий. Именно здесь католические короли Фердинанд и Изабелла встречали Колумба, только что открывшего Америку, а юный Пабло Пикассо первый раз представил свои работы публике. Жаль, что насладиться всеми творениями архитекторов невозможно: даже если ты максимально отходишь назад, изо всех сил вжимаешься в стену и задираешь голову, крыши и верхушки башен увидеть сложно.


Темнеет в готическом квартале рано: солнце начинает садиться и красивым ровным блеском золотить крыши и башни. С наступлением сумерек здесь активизируются воры, поэтому поток туристов с дорогими фотокамерами перемещается на центральную улицу – бульвар Ла Рамбла.

 


В мае купаются только туристы

«Если готический квартал – сердце Каталонии, то Ла Рамбла – ее душа», – утверждают экскурсоводы. Бульвар идет от площади Каталонии до побережья Средиземного моря, упираясь в городской порт. Поставить рядом с ним можно разве Елисейские поля или Невский проспект в Питере. Ла Рамбла – это не просто улица, по которой мы ходим каждый день, это своего рода арена для театрализованных представлений. Живые скульптуры – главные персонажи спектакля. Для того чтобы скульптура ожила, нужно бросить монетку.

Именно на этой улице находится знаменитый своими изысканными угощениями рынок Бокерия. Тем, кто решил в путешествии сбросить пару-тройку килограммов, это место стоит обойти стороной: возле прилавков с хамоном – сыровяленым окороком – и сырами просто начинает кружиться голова. Морепродукты – это отдельная история. Если вернуться на Рамблу и пойти к морю, то перед вами встанет огромная статуя Колумба, указывающего на Америку. Здесь же начинается четырехкилометровая полоса широких золотых песчаных пляжей с волейбольными сетками, душевыми и десятками кафе. В мае температура воды в море не превышает 18 градусов, поэтому купаются здесь в основном русские. Причем, когда один турист заходит в воду, местные, отдыхающие на пляже, откладывают свои дела и смотрят, как он будет ежиться от холода. Мне, человеку закаленному не слишком теплыми водами Западной Двины, купаться показалось вполне комфортно.


Не могу не сказать о сети метро в Барселоне. В настоящее время система барселонского метро включает 209 станций на девяти линиях общей протяженностью более 150 километров. Ведутся работы по сооружению еще двух линий. На метро без труда можно доехать в любой район города, причем на том расстоянии, что у нас занимает одна станция, у каталонцев, как правило, – две-три.

 

 

«То ли гений, то ли сумасшедший»

Своим обликом Барселона обязана архитектору Антонио Гауди. Нигде в мире вы не увидите подобных архитектурных шедевров. Еще в школьные годы Гауди проявлял неординарные способности, за которые его называли «то ли гением, то ли сумасшедшим». Архитектор, выросший у моря и строивший замки из песка, не терпел прямых линий.

На улице Пасео-де-Грасиа сосредоточены самые красивые дома города. Каждое здание, балконы и завитушки можно рассматривать часами. Очереди из туристов, желающих побывать в главных достопримечательностях, собираются немалые. Чтобы попасть в дом Батльо, где нет ни одного прямого угла, пришлось отстоять 40 минут. Но это того стоило: керамическая плитка и мозаика, использованные в отделке, зачаровывают, крыша, похожая на драконовскую спинку, балконы в виде черепов и перекрытия, точно кости, не оставят равнодушным никого.

Еще дольше пришлось ждать своей очереди, чтобы войти в главную достопримечательность Барселоны – храм Святого семейства. Говорят, что в пик сезона очередь огибает его территорию.

Когда в 1883 году Антонио Гауди приступил к строительству этого собора, уже были составлены планы конструкции и выполнена часть работ по возведению склепа. Предполагалось, что это будет типичное неоготическое сооружение, однако Гауди решил полностью изменить первоначальные планы. Он не имел точного представления о результате, предпочитая вносить что-то новое по ходу. Это один из самых известных долгостроев в мире, работы идут еще и сейчас, строительные леса и краны несколько портят впечатление от достопримечательности, но от созерцания общей картины дух захватывает.

Преображая город своими творениями, мастер не ограничился храмом и домами. Получив заказ от местного богача, Гауди взялся за строительство целого района. Парк в своем сегодняшнем виде стал результатом неудачной сделки с недвижимостью. Малое количество желающих приобрести дома в парковом комплексе и начало Первой мировой войны привели к тому, что строительные работы были заморожены. Из 62 планировавшихся домов было построено только два. Позже участок приобрела мэрия Барселоны и превратила его в городской парк, сейчас он объявлен мировым культурным наследием.

По-моему, лучшее место, чтобы отдохнуть после многокилометровой прогулки по городу, – скамья Гауди. Бетонное сооружение опоясывает огромную террасу. По легенде, чтобы сделать ее эргономичной, на свежий бетонный раствор усаживались толстяки и весом своих тел продавливали нужную форму.

 

 

Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН», фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter