Рынок автосервиса ждет серьезная либерализация, открыть станцию техобслуживания будет проще. Это следует из заявления, которое на открытии специализированных выставок «Автосервис. Механика. Автокомпоненты–2015» и «Дорожное строительство–2015» сделала заместитель министра торговли Ирина Наркевич: «В Беларуси с 1 января 2016 года планируется отменить обязательную сертификацию автосервиса».
Очевидно, что наша страна следует принятым на себя международным обязательствам: сертификация как превентивная мера отменяется на всей территории Евразийского экономического союза. Судя по первым откликам, это хороший сигнал для бизнеса, который видел в обязательной сертификации лишь барьер для развития сферы автосервиса. Новость логично корреспондируется с другой, поступившей накануне: исследовательская группа Всемирного банка повысила позиции Беларуси по условиям ведения бизнеса с 57–го места на 44–е. Серьезный рывок, если учесть, что рейтинг Doing Business–2016 охватывает 189 стран. Тем более что по критерию «Сложность регистрации нового бизнеса» успех еще очевиднее: наша страна переместилась с 40–го на 12–е место!
И все же: каковы могут быть риски? Не скажется ли отмена сертификации на качестве услуг? Ответить на эти вопросы я попросил менеджеров двух станций техобслуживания в центре Минска.
Мастер Руслан признается, что новость впервые услышал от меня, осмыслить не успел, но сразу же заявляет: «Решение назрело, давно пора!» Почему? Показывает висящий на стене офиса сертификат, выданный предприятию в БелГИМ — государственном институте метрологии. В нем перечислены десятки моделей автомобилей, которые СТО имеет право обслуживать. Это практически все машины, которые ездят по нашим дорогам, но лишь б/у и не моложе 5 лет. Руслан комментирует:
— Люди ввезли много «трехлеток», которым мы даже масло не имеем права поменять, хотя можем обеспечить серьезный и качественный ремонт. Владельцам остается лишь фирменный сервис, который гораздо дороже. Теперь и мы вступим в конкуренцию.
— А кто гарантирует точность вашего оборудования и вообще оснащение автосервиса?
— Его как поверяли, так и будут поверять — тот же БелГИМ. Стенд для регулировки развала–схождения — раз в два года, для регулировки фар — раз в год. Даже штангенциркуль должен поверяться! Уверен, что с этим ничего не изменится.
Некоторые опасения выразил Борис, начальник отдела другой СТО, специализирующейся на диагностике электронных систем управления. Здесь на стене тоже красуется выданный в БелГИМ сертификат с длинным перечнем моделей машин. Борис рассуждает:
— Чтобы получить этот документ, надо было очень постараться. Собрать кучу бумаг, иметь площади, инструмент, оборудование, программное обеспечение — и предъявить все это в БелГИМ. Там решали, выдавать нам сертификат или нет. Наказывали, если во время проверки выяснялось, что у нас чего–то нет. Но мы выдаем заказ–наряд с перечнем работ и чеком. Клиент всегда может предъявить нам претензии и даже судиться. Теперь, как я понимаю, кто угодно может объявить себя предпринимателем и ремонтировать машины в своем гараже. Не представляю, кто и как будет контролировать качество и как клиенты будут предъявлять претензии.
Вопрос пока открытый. Будем надеяться, что за два месяца, оставшиеся до отмены сертификации, необходимые разъяснения для бизнеса и клиентов автосервиса последуют. Можно лишь предположить, что работы у контролирующих органов прибавится. Минторг, давно озабоченный проблемой «серого» автосервиса, все же не смог победить так называемого дядю Васю, самодеятельного гаражного умельца. Что изменится, когда и если он выйдет из тени и станет представлять легальный автосервис? Скоро узнаем. Но лучше помнить, что главная ответственность лежит на владельце и водителе автомобиля, которого больше других должны заботить собственная безопасность и жизнь.
ponomarev@sb.by
Советская Белоруссия № 209 (24839). Четверг, 29 октября 2015