Авторский подход

Как оказалось, поговорить с кинодокументалистом Владимиром Бокуном наедине практически невозможно...

Как оказалось, поговорить с кинодокументалистом Владимиром Бокуном наедине практически невозможно... По ходу нашего разговора мне не раз приходилось выключать диктофон, чтобы Владимир Викторович мог уделить несколько незапланированных минут коллегам, едва ли не пачками приносившим заявки на съемки новых фильмов («Хотите полюбопытствовать, с чего все начинается?» — предлагал мне Бокун, вопреки распространенной режиссерской привычке не опасаясь сглазить будущие проекты), затем — рабочим, прибывшим устанавливать новый шкаф («Пора создавать собственный киноархив», — прокомментировал их действия мой визави), и еще множеству других людей, вид которых не оставлял сомнений: заниматься кино куда интереснее, чем вести о нем пространные разговоры... Тем не менее информационных поводов для нашей беседы накопилось достаточно: помимо того, что всего за год документальный телесериал «Обратный отсчет», еженедельно выходящий в эфире ОНТ, собрал внушительное количество наград международных телекинофорумов, а теперь его называют одним из главных претендентов на национальную премию «Телевершина», мастерская Владимира Бокуна, где создается этот проект, — то самое телевидение завтрашнего дня, для которого ни творческие, ни экономические кризисы не представляют серьезной угрозы.


— 6 лет назад я побывал в Америке и был поражен, обнаружив, сколько там небольших студий, занимающихся одним–единственным проектом, — рассказывает Владимир Викторович. — Помню даже одного режиссера в Калифорнии, устроившего монтажную в одной из комнат собственного дома. Этот человек годами делал фильм о том, как ремонтируют знаменитый висячий мост Голден Гейт, — в Сан–Франциско есть рабочие, буквально всю свою жизнь посвятившие этому ремонту... Кстати, в Америке создание таких крошечных студий всячески стимулируется — в сложных экономических ситуациях им проще выживать, они мобильнее, а современные технические возможности позволяют обходиться минимумом ресурсов, не сдерживая развитие бизнеса... В свою очередь, американские телепроизводители немало удивлялись, узнав о мощной государственной поддержке телевизионного кино в Беларуси, ведь там все телестудии, как правило, частные... В конце концов и я решил попробовать создать что–то подобное, благо техническая революция к тому времени свершилась и у нас. Первым проектом моей авторской студии стал документальный телесериал «Судьба человека», сейчас на смену ему пришел «Обратный отсчет». Как только этот проект исчерпает себя, появится другой — у меня уже есть несколько идей...


— Ну, я думаю, «Обратный отсчет» еще не скоро покинет эфир, — когда темы его фильмов так разнообразны, подача материала настолько необычна и вдобавок столько далеко не общеизвестных сведений...


— Знаете, вспомнил сейчас одну историю... Когда Михаил Ромм собирался снимать свой первый фильм, он пришел к своему учителю Сергею Эйзенштейну за советом — с чего начинать. «Все просто, — сказал Эйзенштейн. — Представьте, что вам удалось снять всего лишь один план, а назавтра Михаила Ромма вдруг не стало. Так вот критики и потомки должны запомнить вас как режиссера, которому удалось снять пусть единственный, но такой кадр, который достоин истории...» К слову, первый кадр, который Ромм снял тогда для своего фильма «Пышка» по Мопассану, когда зритель видит унижение задержанных французских буржуа в треугольнике расставленных ног жандарма, достоин учебника по кинематографии. По такому же принципу «последнего плана» создается и каждый из фильмов для проекта «Обратный отсчет». Ведь у нынешнего зрителя — огромный выбор, сотни спутниковых каналов плюс Интернет... А если мы претендуем еще и на создание образа исторического явления, проникновение в него должно быть максимально глубоким. Зрителю ведь интересно объективно понять и лично ощутить масштаб явления. Поэтому участие историков в создании программы, работа с архивами — очень важный момент. Скажем, был у нас такой фильм «Объединение наций» — до сих пор никто еще серьезно не задумывался, как Белоруссии и Украине удалось попасть в ООН, не будучи суверенными государствами. Даже в сети никто не пытался «раскопать» эту тему... Нужную хронику мы нашли только в Америке — через Интернет связались с архивом Спилберга в Нью–Йорке и взяли оттуда кадры конференции в Сан–Франциско за 1945 год...


— А фильм о «Песнярах» из цикла «Обратный отсчет» долго обсуждался на фанатских форумах — кстати, где режиссеру удалось раздобыть столько архивного видео, о существовании которого не подозревали даже самые горячие поклонники ансамбля?


— Ну, это заслуга Владимира Орлова, с которым, к слову, мы вместе начинали свою карьеру в небезызвестном творческом объединении «Телефильм». Владимир Александрович был первым режиссером, снявшим фильм о «Песнярах» еще в 1969 году. Он до сих пор поддерживает дружеские отношения с каждым из музыкантов. И буквально сегодня начинает монтировать свою новую и, думаю, самую драматичную картину о «Песнярах»... Вообще, в проекте «Обратный отсчет» параллельно занято несколько съемочных групп, а каждый из режиссеров достоин отдельного разговора. Скажем, Алексей Ракович, работающий с такой самоотдачей, что порой даже сам снимается в своих фильмах. Обязательно посмотрите в воскресенье его новую работу «Красота по–советски. Испытание модой», где он исследовал, как наши женщины, несмотря ни на что, умудрялись шикарно выглядеть. Для «Обратного отсчета» такая тема — своего рода эксперимент... Занят в проекте и Андрей Лескин, тот самый режиссер, который в сотрудничестве с патриархом нашего телевидения Борисом Герстеном создал фильмы о Минском гетто и всесоюзной переписи 1937 года, а сейчас делает фильм о Тростенце. Интереснейший режиссер Маргарита Речкалова — постановочные элементы она почти не использует, но картины делает совершенно неожиданные. О военнопленных немцах, работавших на восстановлении Минска, о возвращении наших художественных ценностей — если вы видели эти выпуски «Обратного отсчета», запомнили ее фильмы, не сомневаюсь... А Людмила Клинцова, с фильма которой «К–19» начинался «Обратный отсчет»? До сих пор эта работа остается знаковой для нашего цикла. Фильм создавался очень тяжело — вся история этой подводной лодки окружена ореолом мистики и трагедии. Даже трудно представить, что могло бы случиться, не окажись там Ивана Кулакова — человека, спасшего Европу от ядерной катастрофы, и это не просто слова... До премьеры фильма Иван Петрович, увы, не дожил... Кстати, когда канал ОНТ уже включил «К–19» в свою телепрограмму, совершенно мистическим образом сгорел жесткий диск, на котором была смонтирована картина. Весь фильм сгорел, полностью! Остались только видеокассеты с исходным материалом — 4 дня мы работали в студии круглосуточно, но фильм таки вышел в эфир вовремя...


— Вижу, что о каждом из своих режиссеров вы готовы рассказывать бесконечно... Интересно, а почему вы выбрали все–таки документальное кино, ведь во времена «Телефильма» снимали игровые картины, получали призы, наконец, были художественным руководителем комедийного сериала «Ускоренная помощь», успех которого в нашем телеэфире еще никто не превзошел...


— Знаете ли, спрос определяет предложение. Если 10 лет назад прайм–тайм на всех каналах занимали бразильские сериалы, сейчас лучшее время — у документальных проектов. А если это игровые сериалы — то «Апостол», «Ликвидация»... Определенно что–то происходит с человечеством. Никогда еще у зрителей не было такого обостренного интереса к документальному историческому материалу! Существуют целые спутниковые каналы, выстраивающие эфир на одних документальных фактах, конкуренция огромная. Никто не дает моей студии никаких гарантий относительно завтрашнего дня, но я их и не прошу. Как и режиссеры, которые могут здесь творчески реализоваться. Они могли бы успешно делать это где угодно — в России, в Украине, везде. Но сегодня они востребованы здесь...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter