Авгиевы конюшни*

Кочка зрения
«Жил в стране Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение 30 лет и они по самую кровлю заросли нечистотами...»

Это было так давно, что уже кажется неправдой. За пеленою времени едва заметными, неясными и расплывчатыми силуэтами вдруг мелькнут образы былых великих побед белорусского гандбола и вновь растворятся в мареве безнадеги и серой унылости сегодняшних будней. Бернард Шоу во время очередного так свойственного ему «приступа» красноречия сказал как–то простую и от этого еще более гениальную фразу, что смазку, как правило, получает то колесо, которое скрипит больше всех.

Гандбол скрипит давно и на все четыре колеса. Эх, где же та карета с позолотой, запряженная вороными, что несла его по миру? Где глянцевые персонажи, лощеные и в смокингах, гордо колесившие по заморским весям, которым отвешивала искренние поклоны до земли самая элитарная публика? Эх, знать бы, в какой момент прокололись, когда опустили руки, когда перестали «чистить конюшни»? Ведь еще в середине 1990–х мужская сборная выступала в финальных стадиях чемпионатов мира, а женская — вплоть до начала 2000–х являлась завсегдатаем топ–соревнований. Как же так вышло, что при живых Мироновиче и Бразинском (профессорах гандбола) он оказался на задворках?

В любом деле важна преемственность поколений. В гандболе она есть, и это возводит сложившуюся здесь ситуацию в разряд паранормальных явлений. Практически все «олимпионики» того легендарного минского СКА нынче довольно успешно работают на тренерском поприще: Юрий Шевцов — один из лучших тренеров Германии, Александр Малиновский — Польши, Георгий Свириденко не первый год обретается на тех же немецких хлебах, там же себя пробуют братья Александр и Андрей Миневские, не пригодился на родине и Валерий Певницкий, пребывающий в данный момент в статусе безработного. Не слишком ли большая роскошь разбрасываться такими кадрами? А Сергей Рутенко и Андрей Климовец, звезды мирового уровня, сменившие гражданство? Это же расточительство чистой воды, саботаж, если хотите! Белорусский гандбол швыряется своими драгоценными ресурсами направо и налево. Кому это выгодно?

Мысль собрать их всех вместе на Родине сегодня уже выглядит утопией. Так, может, стоит обратить взоры на то, что осталось? На женский БНТУ, например. Единственная команда во всех игровых дисциплинах, между прочим, которая является бессменным чемпионом страны. Одному Богу известно, как университет умудряется столько лет тянуть этот воз практически в одиночку. А разве не заслуживает внимания и уважения Константин Шароваров — наша гандбольная легенда, — который, как папа Карло, на голом энтузиазме «мастерит» из девчат спортсменок топ–уровня? Неужели он это делает лишь для того, чтобы все они вновь осели по Польшам да Германиям?..

«Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь...» Шароваров — гусар, знающий толк в гандбольном бою, лихой полководец женского батальона, но никак не герой эллинского эпоса. Разве должен он чистить стойла? Или эти девочки, что вокруг него, этот детский садик? А ведь они так или иначе занимаются сегодня именно этим. В Бресте братья Мешковы создали профессиональный клуб, построена чудная арена, в БНТУ поддерживают, не дают умереть команде. Хорошо. Но достаточно ли этих частных усилий, чтобы вернуть конюшням былой лоск?

Нет, кто–то должен, наконец, заняться нашим гандболом всерьез. Для того чтобы в годовщину его 50–летия, которое Беларусь отметит уже совсем скоро, подрастающее поколение не трансформировалось в потерянное, как было с несколькими предшествующими. Для этого пока еще не надо быть Гераклом и менять русло реки. Надо просто организовать «субботник»...

* Выражение «авгиевы конюшни» пришло к нам из древнегреческой легенды. В нынешней интерпретации применяется ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter