Аура дерева

«Божья Матерь» — большая, в человеческий рост объемная деревянная скульптура... Жемчужины из коллекции

Когда я поинтересовался у директора Чашникского исторического музея Людмилы Кастянка, что в своей экспозиции она считает самым значимым и необыкновенным, ни минуты не колеблясь, она ответила: «Конечно же, резные деревянные скульптуры Анны Осипковой из деревни Млын!» Единственное затруднение, которое испытала Людмила Григорьевна, отвечая на мой вопрос, заключалось в том, чтобы выбрать одну из 68 работ талантливой резчицы–самоучки, хранящихся в музейной коллекции. «Пожалуй, я расскажу о «Божьей Матери». С ней связана интересная, просто–таки невероятная история...


«Божья Матерь» — большая, в человеческий рост объемная деревянная скульптура. Когда Осипкова работала над нимбом, он неожиданно треснул, что очень расстроило автора. С одной стороны, даже маленькая помарка могла испортить впечатление от удачного в целом произведения. А с другой — тема–то какая! «Нет, здесь ошибаться и действовать наобум нельзя», — решила резчица. Она как раз собиралась в гости к сыну, который когда–то работал реставратором в Петродворце, и надеялась, что тот обязательно подскажет, как замаскировать злополучную трещину. «Лучше всего вставить внутрь деревянный клинышек и посадить его на клей», — посоветовал профессионал. На том и порешили... Однако когда через неделю Анна Савельевна вернулась домой из России, обнаружила, что трещина... исчезла сама собой. О ней напоминала лишь еле заметная полоска с обратной стороны нимба. Естественно, что искусная мастерица очень удивилась, но слишком задумываться над причинами произошедшего не стала. «Возможно, сюжет и поспособствовал этому чуду», — предположила она. А через некоторое время, после того как Гродненский музей истории религии проявил желание приобрести некоторые ее работы, мастерица решила большую часть резной коллекции передать родному районному музею. Почему так?


— Я здесь родилась, жизнь прожила, пусть и мои резные фигуры радуют людей, живущих со мной по соседству, — объясняет Анна Савельевна.


В Чашниках, к слову, ее очень ценят. Говорят, в стране таких больше нигде нет. Резчики–женщины сами по себе большая редкость, а Осипкова к тому же всегда предпочитала работать с твердыми породами дерева — березой, осиной. Мол, они долговечнее остальных. К слову, сюжеты скульптур и скульптурок, среди которых есть даже 3–метровый «Георгий Победоносец», она всегда держала в голове, никаких эскизов на бумаге не делала. Готовые фигуры лаком не покрывала. Лишь однажды попробовала, но убедилась, что это придает произведению искусства «фабричный» вид, убивает его естественность и присущую дереву теплоту, живую ауру.


В музее говорят, что посетители готовы рассматривать деревянные скульптуры Осипковой часами. Многие то и дело пытаются дотронуться до них рукой. Хоть понимают, что нельзя, а ничего с собой поделать не могут! Как тот мальчик, который вместе с детсадовской группой пришел в музей на экскурсию. Осмотр закончился, дети построились на улице, а его нет. Стали искать, заглянули в зал и видят: малыш склонился над женской фигуркой, укрытой опавшими листьями и... гладит ее по головке. Автор фигурки — Анна Осипкова...


Сегодня Анне Савельевне за 70. Она по–прежнему живет в маленькой лесной деревеньке Млын Чашникского района. Деревянные скульптуры, правда, уже не режет, зато картины пишет с удовольствием! Такой вот мастер–самородок из глубинки...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter