Арктическая одиссея летчика Мазурука

Среди участников первой воздушной экспедиции на Северный полюс были и наши земляки
Среди участников первой воздушной экспедиции на Северный полюс были и наши земляки

«Сравнить это можно только с открытием Америки и первым путешествием вокруг света», — писали газеты о посадке на Северном полюсе в мае 1937 года тяжелых многомоторных самолетов с коллективом дрейфующей научной станции. Одним из четырех самолетов этой экспедиции управлял брестчанин Илья Мазурук.

В Первую мировую войну Мазуруки перебрались с Буга в российскую глубинку — Липецк. Получив диплом военного летчика, Илья был направлен в гражданскую авиацию, созданную тогда. Когда служил на Дальнем Востоке, небо озадачило нашего землячка серьезным испытанием на прочность.

— Летел я как–то в Охотск, и над морем неожиданно сдал мотор, — вспоминал годы спустя летчик. Его записки помог мне разыскать заместитель директора Санкт–Петербургского музея Арктики и Антарктики Валерий Ипполитов. — Сел на своей летающей лодке на воду, чтобы отремонтироваться, но ночью разыгрался шторм. Одиннадцать суток носило меня по волнам. Запаса продовольствия — никакого, лишь несколько галет и две плитки шоколада. Пил ржавую воду из радиатора. После недели голода обессилел настолько, что мог только лежать. Потом начались галлюцинации.

Тогда Мазурук поклялся: «Спасусь — прощай авиация, сам на примусе сожгу пилотское удостоверение». А когда подобрали летчика моряки, когда отлежался положенное время в госпитале, снова вернулся к штурвалу.

...В начале 1937 года Мазурука неожиданно вызвали в Москву. Знаменитый летчик Михаил Водопьянов формировал отряд для воздушного путешествия на Северный полюс. Возглавлял экспедицию уроженец Могилева Отто Шмидт. Правда, зачислили Илью Павловича сначала летчиком на резервный самолет. Тремя основными самолетами командовали Михаил Водопьянов и Василий Молоков, удостоенные за участие в спасении челюскинцев звания Герой Советского Союза, а также опытнейший полярный летчик Анатолий Алексеев.

— Это был фантастический проект, — признавался Илья Мазурук, — посадить тяжелые машины на полюсе, оставить там людей на зимовку, взлететь... Водопьянов, как немногие, понимал всю серьезность задуманного. Он знал коварство Арктики, но был и великим реалистом. Авантюр не любил. Риск — да. Но риск и авантюра — понятия разные. К тому же он был выдающимся летчиком. Горький сказал о нем: «Самородок».

В феврале 1936 года Шмидта вызвали в Кремль, где ученый изложил идею создания станции на полюсе. База экспедиции была организована на острове Рудольфа архипелага Земля Франца–Иосифа. Это самый близкий к полюсу клочок земли. Отсюда до «макушки» планеты — 900 километров. Сегодня при желании к острову Рудольфа можно слетать и вернуться за один день. А в 1937 году экспедиция Шмидта затратила на перелет 26 суток. Всему виной непогода. Стартовав из Подмосковья 22 марта, самолеты прилетели на остров только 18 апреля. Мазурук, однако, чуть было не остался на «большой земле». Он растянул связки на ноге. Пришлось на несколько дней лечь в постель, а потом взяться за костыли...

— Простить себе не мог, — говорил пилот. — Мне доверили дело государственной важности, а я поступил, как мальчишка! Одного только хотелось: чтобы пытка эта закончилась, чтобы улетели все поскорее на полюс. А погоды все не было и не было... В один из таких черных дней, когда я, лежа на кровати, созерцал мрачно потолок из бревен, открылась неожиданно дверь, и вошел Отто Юльевич Шмидт. Присел молча на краешек кровати, улыбнулся в бороду и говорит: «Ничего, Ильюша, полетишь. Полетишь на полюс, я тебе обещаю».

На полюс Мазурук отправился с больной ногой. Вести машину ему помогал второй пилот, опытный летчик Матвей Козлов.

...Из–за плохой погоды экспедиция застряла на острове Рудольфа на целый месяц. Возможность совершить прыжок на вершину земного шара появилась только 21 мая, и ею тотчас же воспользовался флагманский воздушный корабль Михаила Водопьянова. Он прилетел на Северный полюс, нашел льдину, подходящую для устройства научной станции и совершил посадку. Теперь ждали своей очереди остальные самолеты. Но погода на Рудольфе опять испортилась, купол острова закрыл густой туман.

Вылететь они смогли лишь через 4 дня. Предполагалось, что отправятся все вместе, но когда трактористы стали вытягивать на старт самолет Мазурука, лопнул трос. Почти час возились с ремонтом, а Молоков и Алексеев не могли ждать в воздухе, им необходимо было экономно расходовать горючее. Пришлось Мазуруку лететь к полюсу в одиночку.

Найти место посадки Водопьянова экипаж не смог и приземлился, как потом выяснилось, в 25 милях от основного лагеря. Не сразу обнаружил лагерь и самолет Алексеева. Лишь Молоков посадил свою машину там, где требовалось. Десять долгих суток сидел Мазурук со своим экипажем на льдине за полюсом...

По возвращении в Москву полярников ожидала торжественная встреча. Многие были награждены орденами, а 8 человек, в том числе и Илья Павлович Мазурук, получили почетное звание Герой Советского Союза. Вскоре наш земляк был назначен начальником полярной авиации Главсевморпути.

В начале Великой Отечественной войны Илья Мазурук командовал авиагруппой ВВС Северного флота. Он и его летчики разыскивали уцелевшие от налетов вражеской авиации суда союзных морских конвоев и помогали им достичь советских берегов.

В Сибири, на Чукотке и Аляске тогда шло создание межконтинентальной авиалинии для перегона боевых самолетов, которые США поставляли СССР по ленд–лизу. Из Америки до фронта они должны были проделать воздушный путь длиной 14 тысяч километров. Около 5 тысяч километров этого пути пролегало над тундрой, тайгой и горными хребтами. Мазурук был назначен командиром 1–й перегоночной авиадивизии и начальником Красноярской авиатрассы. По этому воздушному коридору за три года на фронт было доставлено несколько тысяч самолетов. О подвигах советских летчиков, об Илье Мазуруке российский кинорежиссер Александр Рогожкин снял фильм, который обязательно увидят и белорусские зрители.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter