В поисках утраченного. Какие материалы хранились в Жировичском архиве

Архив обители

На протяжении многих столетий монастырский комплекс в Жировичах остается одним из главных религиозно-духовных центров Беларуси. Его история богата на судьбоносные события и выдающихся деятелей. Сегодня мы немного приоткроем ту ее страницу, где рассказывается о монастырском архиве и библиотеке. А заодно еще раз посмотрим на старинные открытки, запечатлевшие на века обитель в образе столетней давности.

Жировичский монастырь. 1930-е годы.

В июле 1839 года Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. Тогда в монастырский комплекс входили Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырский корпус с семинарией, жилые и подсобные строения, большой сад и пруды. До середины XIX века в монастыре хранилось Жировичское Евангелие, написанное уставом на 404 листах, — белорусский рукописный памятник XV столетия. В 1845 году кафедру архиепископа, духовную семинарию и монастырский архив перевели в Вильню, а в Жировичах организовали духовное училище, которое просуществовало до 1915 года. В связи с событиями Первой мировой войны наиболее ценное имущество обители, в том числе чудотворную икону Жировичской Божией Матери, а также архив и библиотеку эвакуировали в Россию. Спустя некоторое время икона вернулась домой. А вот об архиве и библиотеке кто-то пишет, что они оказались в Новороссийске, кто-то считает, что были разграблены… Что же хранилось в их фондах? Давайте познакомимся с публикацией 1895 года «Жировицкий и Брест-Литовский архивы (к вопросу о значении провинциальных архивов для западнорусского края)», автор которой — православный священник и историк Лев Паевский.

Вид на Жировичский монастырь. Нач. ХХ века.

«Старое сменяется новым. То, что ныне не всякому из нас кажется интересным, со временем привлечет внимание людей новой эпохи, и, в молчаливом созерцании пережитого нами на земле, новые люди, подобно нам, пожелают услышать голос наш, вещающий им о родной старине…» Такие строки вышли из-под пера Льва Семеновича Паевского примерно 125 лет назад, а впечатление, будто принадлежат нашему современнику. Может быть, потому что люди меняются не так быстро и кардинально, как времена. А может, существуют некие ментальные контрапункты, которые и позволяют не прерываться глубинной связи поколений, когда голоса прошлого сливаются с будущим.

Успенский собор Жировичского монастыря. Нач. ХХ века.

Итак, что касается Жировичского архива. Отец Лев Паевский не оставил его фонды без внимания. И, как член двух археологических съездов (Московского и Виленского) и любитель родной старины, много лет и труда посвящавший ей, почел своим долгом поделиться впечатлениями, поскольку «ни один клочок исписанной хартии прежних времен нашего края не должен быть обойден молчанием или презрением. Пройдут еще десятки, сотни лет, и, пожалуй, совсем затрутся документальные следы этих воспоминаний; время, быстро летящее и все уничтожающее, покроет их архивной пылью и забвением… Масса интересных для истории края документов исчезла бесследно».

Жировичский архив на тот момент, то есть в 1893 году, принадлежал двум учреждениям — монастырю и духовному училищу, унаследовавшему старую многотомную библиотеку «от прежних еще времен». Часть библиотеки, «в том числе несколько десятков рукописей, в 1845 году перевезена в Вильну, в Троицкий монастырь. Из числа этих рукописей 40 церковно-славянских в 1878 году переданы в Виленскую публичную библиотеку…».

Монастырский корпус. Нач. ХХ века.

Как писал Лев Паевский, архив монастыря «помещается в кельях о. настоятеля и занимает сухое, чистое и уютное место, так что во всякое время доступен для осмотра и изучения… находится в образцовом порядке, должной чистоте и опрятности, а потому и представляет все удобства для легкого осмотра и изучения его — без вреда для здоровья. Архив приведен в порядок учителем духовного училища И.А.Хлебцевичем. Впрочем, есть еще дела неразобранные; к таким надо отнести и дела б. базилианского Бытенского монастыря…

По словам г. Хлебцевича, раньше, т.е. до составления им описи монастырского архива, в монастыре не было никаких описей и архив был разбросан. Все так называемые старые дела увезены в Вильну, а оставшиеся документы и бумаги, касающиеся собственно истории монастыря, разновременно забирались разными лицами, не оставившими никаких следов нахождения и принадлежности их монастырю».

Жировичи. Внутренний вид Успенского собора. Нач. ХХ века.

Внимание Л.Паевского привлек документ с описанием самой Жировичской обители:

«Жировицкий Успенский монастырь основан в половине XVI столетия после первого явления чудотворного образа Божией Матери, бывшего в 1470 году. В это время уже является при каменной церкви, с правой ее стороны, каменное монастырское двухэтажное здание, уцелевшее до сего времени. С умножением числа братии и с увеличением средств монастыря построено в начале XVIII столетия, около 1710 года, иждивением монастыря, с левой стороны церкви — другое каменное трехэтажное монастырское здание в три линии со службами, с трех сторон монастыря и вокруг монастыря; с северной, восточной и южной сторон разбит сад и обнесен каменною оградою».

Жировичский монастырь. Явленская и Крестовоздвиженская церкви. Нач. ХХ века.

Дела разобраны в хронологическом порядке — по годам. Отдельно размещены документы, имеющие то или другое значение, например старые метрики, начинающиеся с 1673 по 1867 год включительно (на более старые, но уже не сохранившиеся даются указания); приходно-расходные книги; книги для записи кружечного дохода; богослужебные журналы и т.д. «Всему этому составлены особые краткие описи, с надлежащей нумерацией и соответственными заголовками, вложенные в прочные папки». Что касается метрик, автор считает, что «извлечение статистических данных почти за 200 лет (т.е. с 1673 по 1867 год) составило бы одну из интереснейших страниц описания Жировичской обители и ее далекого прошлого».

Далее следует краткий обзор старой библиотеки Жировичского духовного училища. Библиотека занимает два помещения: «одно в комнате, смежной с парадным входом в настоятельские келии, а другое — в обширной зале, так называемой ученической занятной, на 3-м этаже. Там собственно и собрано многотомное книгохранилище. Говорят, что оно прежде помещалось в восьми громоздких шкафах, а теперь число тех же шкафов сокращено наполовину и книги размещены только в четырех шкафах.

Пруд в Жировичском монастыре. Нач. ХХ века.

Мною осмотрена старая библиотека, помещающаяся в комнате с одним окном, выходящим на монастырский двор. Нет ни каталога, ни других каких-либо указаний, по которым можно было бы иметь приблизительное понятие, что в ней есть: сколько и какие именно книги, на каких языках, когда и где именно изданы; для какой цели оставлены в Жировичах и почему не отосланы в Вильну вместе с рукописями».

Монастырская колокольня. Нач. ХХ века.

Отметим некоторые книги, как пишет автор, на удачу взятые им с полок.

Словари: польско-немецко-французский Михаила Троца, изданный в Лейпциге в 1774 г., 3 тома; историко-географический на латинском языке, изданный в Париже в 1789 г., ряд энциклопедических словарей; греко-латинский словарь in folio, изданный в 1560 году; русские духовные журналы; среди множества неразрезанных книг — обширная коллекция издания Санкт-Петербургской духовной академии «Византийские историки», четыре больших тома «Истории Шведского государства» Олофа Далина, 1807 год. Библиографической редкостью называет Лев Паевский издания Варшавской коллегии школ пиаров 1738 года, попавшие в Жировичи из библиотеки коллегии брестских иезуитов. Отмечает, что в училищной библиотеке имеется много книг на латинском языке, есть книги на немецком языке, книги, изданные по велению императрицы Екатерины II в Могилеве епископом Станиславом в 1777 году. Особое внимание уделяется архиву базилианских монастырей, найденному Паевским в той же старой училищной библиотеке... Все это, по словам исследователя, краеугольные камни истории. Краеугольные камни, которыми мостится дорога в будущее.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter