Андрейченко: время диктата в межгосударственных отношениях закончилось

Современная дипломатия переживает нелегкие времена. То, что еще несколько лет назад было немыслимо, теперь становится нормой в межгосударственном диалоге. Это требует внесения определенных корректив в международное парламентское сотрудничество. О роли межпарламентского взаимодействия в обеспечении национальной безопасности наш разговор с председателем Палаты представителей Национального собрания Владимиром АНДРЕЙЧЕНКО.

В защиту национальных интересов

— Владимир Павлович, одной из функций Палаты представителей является сотрудничество с парламентами иностранных государств, международными парламентскими и иными международными организациями. Как это связано с национальной безопасностью?

— Национальная безопасность — комплексное понятие, которое объединяет в себе различные области: политическую, экономическую, научно-технологическую, социальную, демографическую, информационную и другие. Каждая из них в той или иной мере является сферой деятельности парламентариев.

Обеспечение суверенитета и незыблемости конституционного строя относится к стратегическим национальным интересам и реализуется в том числе через деятельность народных избранников. Политическая сфера — важнейшее направление для депутатского корпуса. В ее рамках обеспечиваются конституционные права и свободы человека и гражданина, развиваются гражданское общество и система социально-политических норм (ценностей), вырабатываются демократические и социально-правовые ориентиры государства, формируются основы внешнеполитического курса.

Национальное собрание Беларуси активно участвует в международном сотрудничестве, важнейшими принципами которого являются многовекторность и соблюдение национальных интересов при безусловном сохранении государственного суверенитета.

Современная глобальная геополитическая напряженность, вызванная формированием нового многополярного мироустройства, обусловливает снижение порога применения военной силы при урегулировании межгосударственных противоречий. В этих условиях особую роль играет возможность прямого диалога, прагматическое взаимодействие на равноправной основе и учет интересов сторон, укрепление механизмов обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Доведение собственной позиции до мировой общественности, отстаивание национальных интересов и разъяснение особенностей государственной политики — в этом суть международной парламентской деятельности.
Она включает двустороннее и многостороннее сотрудничество, проведение переговоров, участие в работе международных парламентских организаций, обмены визитами, развитие договорно-правовой базы. Соответственно, каждый парламентарий является проводником и защитником государственных интересов, вносит личный вклад в обеспечение национальной безопасности страны.

— Говоря о национальной безопасности, нельзя не вспомнить и деятельность ОДКБ. В ноябре в Ереване прошел саммит лидеров стран — участниц этой организации. Какова роль Палаты представителей Национального собрания Беларуси в данной структуре?

— Уставным органом межпарламентского сотрудничества ОДКБ является Парламентская ассамблея (ПА ОДКБ), которая представлена парламентскими делегациями государств-членов. Беларусь активно использует эту международную площадку для продвижения инициатив, направленных на укрепление мира и безопасности в регионе.

В 2023 году наша страна будет председательствовать в ОДКБ. ­­Президент Александр ­­Лукашенко на ереванском саммите предложил в качестве девиза на этот период слоган: «Через солидарность и сотрудничество к миру и безопасности». Приоритетными направлениями определены урегулирование кризисных ситуаций и недопущение дальнейшей дестабилизации в зоне ответственности организации, эффективное позиционирование ОДКБ в системе международных отношений через развитие сотрудничества, повышение готовности военной составляющей к выполнению задач по предназначению и укрепление военно-технического сотрудничества, усиление аналитико-прогнозной базы в деятельности объединения.

Именно ПА ОДКБ, принимающая модельные законодательные акты, направленные на развитие правовых отношений в организации и гармонизацию национальных законодательств, призвана создать основу для реализации этих положений в определенные лидерами государств-участниц сроки.

Для усиления роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений, повышения сплоченности государств-членов предполагается задействование механизмов международного сотрудничества и диалога по проблемам евразийской безопасности с привлечением высших должностных лиц секретариатов ООН, ШОС, СНГ, других организаций.

На этой неделе, 5 декабря, в рамках заседания совместного совета и 15‑го пленарного заседания ПА ОДКБ были обозначены и обсуждены приоритеты Беларуси на период председательства в организации. По сути, определены конкретные направления взаимодействия, детализированы шаги по реализации решений, принятых на ереванской встрече глав государств.
В контексте обеспечения международной и региональной безопасности, противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию особое значение приобретает реализуемая в рамках ПА ОДКБ инициатива парламентариев по разработке правового стандарта защиты демократических выборов, электоральных процессов и суверенитета государств — членов ОДКБ.
Фото БЕЛТА

Главное условие для сотрудничества

— С различных трибун высказываются призывы о необходимости изолировать Россию и Беларусь, а отдельные политиканы, среди которых и наши ближайшие соседи, требуют ужесточения санкций и вещают о том, что «посещение Евросоюза — привилегия, которую нужно заслужить». Как это сказывается на международной парламентской деятельности?

— Попытка политической изоляции — это часть глобального плана США по сохранению собственного доминирования, основанного на грабеже и эксплуатации. Ни для кого не секрет, что Европа давно находится под контролем Вашингтона, а политические элиты готовы действовать во вред собственным народам, если это выгодно Америке. Существенно снизился авторитет и эффективность ООН и его институтов.

Сегодня против нашей страны ведется гибридная война, элементом которой является информационное и политическое давление, а Российская Федерация сражается с объединенными силами Запада в Украине на реальном поле боя.  
Задушить инакомыслие, не допустить трансформацию «мира, основанного на правилах», — в этом суть геополитических устремлений США и их союзников. Для этого задействованы не виданные ранее средства: от ядерного шантажа до воинствующего фашизма, от установления закупочных цен на ресурсы до воровства государственных активов, от запрета искусства и культуры до попрания морали и нравственности.
Спичи политиков-однодневок и резолюции подконтрольных Западу организаций — элементы психологического давления и зомбирования собственного населения, которому с маниакальным упорством внушается, что во всех невзгодах виновата Россия. Дошло до того, что генеральный секретарь НАТО на полном серьезе заявил: «Победа России в Украине — это поражение альянса, которого нельзя допустить».

— Не менее ярко позицию «развитого мира» выразил и глава европейской дипломатии Боррель, который считает, что «западный мир — это сад, а остальная часть мира — джунгли»…

— Наглядный пример дискриминации и расизма под флагом демократии. Все это вносит некоторые коррективы в международное парламентское сотрудничество, однако не изменяет его сути. Мы последовательно отстаиваем собственные позиции, разговариваем с теми, кто готов к равноправному диалогу. Беларусь расширяет взаимодействие с нашими стратегическими партнерами — Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, использует площадки БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ПАСЕ, ОДКБ, ШОС, других организаций.

Опыт свидетельствует, что политика изоляции сегодня неэффективна. Ярким примером тому является успешное преодоление последствий санкционного давления Ираном, КНДР, Кубой.

Многовекторная политика, которую целенаправленно проводит наше государство, несмотря на демарш европейских стран, позволяет Беларуси оставаться значимым игроком на международной арене, успешно преодолевать санкционное давление, отстаивать национальные интересы. Это признают и наши противники, которые не хотят понять, что время диктата в межгосударственных отношениях закончилось. Сегодня в мире появилось достаточное число стран, способных проводить собственную политику и защищать это право имеющимися средствами. Одно из этих государств — Республика Беларусь, а главное условие для сотрудничества — ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ.

Народная дипломатия

— Зачастую в рамках международных организаций сильны позиции Запада, а принимаемые ими резолюции противоречат логике и здравому смыслу. Яркий тому пример — решение Европарламента о признании России «спонсором терроризма». Как, по вашему мнению, следует выстраивать межгосударственные отношения в данных условиях?

— При всей специфике государственной системы США американское руководство не нашло оснований для провозглашения России «спонсором терроризма». Эту миссию взял на себя Евро­парламент, который с энтузиазмом упражняется в русофобии и штампует соответствующие резолюции. Не отстают от него ПАСЕ и НАТО, продолжающие информационно демонизировать Россию, расписавшись в собственном бессилии реально воздействовать на Москву.

О деградации политического истеблишмента Запада свидетельствует и заявление госсекретаря США с требованием к российским законодателям отозвать законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ, что, по его утверждению, «наносит серьезный удар по свободе выражения мнений». Российские депутаты оставили без внимания американскую «озабоченность», закон уже подписан ­­Президентом РФ.

Что касается межгосударственных отношений, одним из вариантов выстраивания сегодня является расширение двустороннего сотрудничества. Государства, которые по различным причинам не готовы к конфронтации с западной коалицией, охотно поддерживают прямые взаимовыгодные контакты. Беларусь располагает существенным потенциалом во многих сферах и способна удовлетворить потребности широкого круга стран в удобрениях, технологиях, продовольствии, продукции машиностроения, образовательных услугах, других областях.

Международные контакты успешно продолжаются с теми, кто настроен на конструктивный и равноправный диалог, а это десятки государств мира. Наиболее тесное и эффективное взаимодействие налажено в рамках Союзного государства Беларуси и России. Именно оно позволило сформировать условия для развития национальной экономики и преодоления последствий санкционного давления на государство, сохранения достойного уровня жизни белорусских граждан. Немалая заслуга в этом депутатского корпуса, который оперативно реагировал на запросы экономики, бизнеса, финансового, промышленного и аграрного секторов.
Беларусь и Россия продемонстрировали высочайший уровень интеграции и дополняемости национальных экономик, способность к политическому консенсусу и реальную независимость. Заблаговременно созданные системы управления показали свою устойчивость, а принятые программы позволили сохранить суверенитет, внутреннюю стабильность и развернуть масштабное импортозамещение.
Все это результат многолетнего двустороннего сотрудничества по формированию Союзного государства, начало которому было положено десятилетия назад. Базисом процесса всегда являлись взаимное уважение, политическая воля, национальные интересы и экономическая целесообразность.

— За пределами Беларуси проживает достаточно многочисленная белорусская диаспора. Ведется ли работа по привлечению ее потенциала для активизации международной деятельности и развития страны?

— В Национальном собрании седьмого созыва для деятельности на данном направлении функционирует рабочая группа по делам белорусов зарубежья. Сегодня, в условиях информационной войны, задача по популяризации Беларуси и ее культуры за рубежом, распространению достоверной информации о происходящих в стране процессах приобретает первостепенное значение. Важное место в ней принадлежит «народной» дипломатии, в основе которой семейные, национальные и духовные традиции.

Для оперативной коммуникации задействованы интернет-ресурсы, объединяющие соотечественников зарубежья. В рамках Года исторической памяти парламентарии инициировали ряд мероприятий с привлечением представителей диаспор в формате видеоконференции и фотофестиваль «Мы — ­разам! З любоўю да Беларусi».

Парламентарии готовы к диалогу со всеми, кто имеет конструктивные предложения по дальнейшему развитию страны, укреплению ее позиций в мире, кому не безразлично будущее Беларуси. Не случайно в качестве новации в Концепцию национальной безопасности предлагается внести положение о «вовлечении соотечественников и их организаций за рубежом в достижение Целей устойчивого развития Республики Беларусь, содействии им в сохранении национальной идентичности».

Международное сотрудничество важный, но далеко не единственный элемент обеспечения политической стабильности и национальной безопасности. Каждый гражданин страны на своем месте, в поле и на производстве, в лаборатории и на полигоне, в аудитории и парламенте, вносит свой вклад в будущее нашего государства, трудится в интересах обеспечения его независимости и территориальной целостности.  
Именно в единстве общества и сплоченности народа сила и мощь страны, основа ее национальной безопасности.
 — Спасибо за интервью!

Евгений ДОКТОРОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter