Модой Ольга Политыко увлеклась еще в школе. После девятого класса перевелась из политехнического в театральный - и моментально влюбилась в сцену и царившую во время репетиций атмосферу:
- Как-то готовили с одноклассниками один из спектаклей. Педагог сказала: "Все - от идеи до воплощения - вы должны придумать сами". А сцена (неважно, профессиональная она или любительская) не терпит, на мой взгляд, халатности: образы, костюмы, сценография - все должно быть подчинено единому стилю. Так я занялась сценографией, сделала костюмы себе и ребятам. Загорелась творчеством так, что отучившись в театральной школе, поступила в Белорусскую государственную академию искусств на актерское отделение.
Спектаклей у студентов было много, а вот с нарядами для представлений - совсем беда. Вместе с костюмером Надеждой Михайловной ("Одежда Михайловна, как мы ее все называли", - смеется девушка) Ольга работала над образами, параллельно изучая историю костюма.
- Меня категорически не устраивала сценическая неправда. Ведь как обычно рождаются костюмы? Это либо фантазии художника, либо уже то, что имеется в костюмерных. Но так быть не должно, важно, чтобы костюмы работали на образ, дополняли его. И соответствовали исторической правде.
С эпохой ампира Ольга познакомилась благодаря школе исторического танца: через месяц после начала занятий девушка отправилась на свой первый бал в старинный Несвиж. Платье сшила сама: все детали - в полном соответствии с образцами начала XIX века. Этот бальный наряд положил начало всей коллекции.
Каждый из манекенов на выставке одет по последней моде времен наполеоновских войн. Все костюмы представляют собой реконструкции - эпоху Ольга изучала по архивам и из источников на французском, польском языках. Подходим ближе к белому бальному платью - оно предназначено исключительно для молодой незамужней девушки. Ольга объясняет:
- Цвет платья имел в то время большое значение, помогал даже считывать тайные смыслы. Например, девушки на выданье могли надеть на бал только платье нежного пастельного оттенка. А вот дамы при супругах позволяли себе выбирать любые другие цвета.
Непременный атрибут любого бала - шаль, чаще всего кашемировая, и бальная книжечка. Но если шали могли позволить себе далеко не все дворянки (платки в то время были очень дорогими, их привозили из стран Востока), то без бальной книжки на бал не приезжали. Каждая из них представляла собой своеобразную программку с расписанием танцев, куда дамы заносили фамилии кавалеров, чтобы не забыть, кому обещана кадриль, а кому мазурка.
Бальная книжечка, а также сумочки, перчатки и веера на выставке тоже имеются - все предметы сделаны по историческим образцам в полном соответствии с эпохой ампира. Здесь же - оригинальная книга о моде 1908 года, приобретенная Ольгой на одном из аукционов. А вот аксессуары мастерица предпочитает искать по блошиным рынкам:
- Конечно, достать настоящие аксессуары XIX века очень тяжело. Но все же иногда украшения, заколки и прочие мелочи можно найти на рынках. Часто владельцы уникальных вещиц даже не догадываются о стоимости своих лотов.
Со временем увлечение вышло на профессиональный уровень. Своими руками Ольга сшила уже около 60 платьев, но далеко не каждое идет в личную коллекцию:
- Ко мне часто обращаются с просьбой сшить платье на бал или другое подобное мероприятие. Это только кажется, что эпоха светских увеселений была давно, но на самом деле балы проводились даже в 20-е годы XX века. Сейчас в Беларуси эта традиция возрождается - есть прекрасные балы в Несвижском и Мирском замках, театре оперы и балета. Это эстетическая потребность, которая со временем никуда не делась и по-прежнему живет в людях. Все современные дискотеки - это отголоски дворцовых балов, куда люди точно также как и сегодня приходили танцевать, общаться, искать дам и кавалеров.
yuliana.leonovich@gmail.com
Советская Белоруссия № 168 (24798). Четверг, 3 сентября 2015
Советская Белоруссия № 168 (24798). Четверг, 3 сентября 2015