В работе сессии приняли участие видные российские ученые и академики во главе с президентом РАН Александром Сергеевым, заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин, представители реального сектора экономики и бизнес‑структур. Что обсуждали ученые и какова роль инфраструктурных мегапроектов в развитии интеграционных процессов, мы расспросили модератора сессии, ученого секретаря Межведомственного координационного совета РАН Владимира Литвинцева.
— Владимир Яковлевич, что обсуждало столь высокое экспертное сообщество?
— Реализацию таких комплексных инфраструктурных мегапроектов, как «Единая Евразия: Транс‑Евразийское пространство RAZVITIE». Руководителями проекта являются ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и президент РАН Александр Сергеев. В его разработке участвуют ученые из МГУ, институтов РАН, представители РЖД и ряд других структур.
— В чем основная идея проекта?
— Создание условий для глубокого и комплексного освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики на базе пространственных транспортно‑логистических коридоров с опорой на высокоскоростной железнодорожный комплекс и Северный морской путь. Они будут представлять собой общую инфраструктуру, включающую стратегические хабы в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах и Арктике, объединенные с использованием водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и инновационных безаэродромных транспортных средств. В эту инфраструктуру между транспортными коридорами должна быть включена энергетическая система и информационно‑коммуникационная. В этом масштабном проекте планируется участие различных государств, в первую очередь стран Европейского союза и Азиатско‑Тихоокеанского региона — Китая, Японии, Индии...
— Он позволит создать высокотехнологичные предприятия, которые дадут рабочие места и хорошую заработную плату. Кроме того, грузопассажирские высокоскоростные магистрали свяжут между собой макрорегионы Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это даст возможность, например, жить в одном регионе, а работать в другом. Не нужно будет, как сегодня, если ты нашел работу за 800 километров, продавать все и переезжать. Потому что до работы можно будет добраться за пару часов.
Безусловно, проект имеет и комплекс других задач, например, развитие АПК, а для граждан — это продовольственная безопасность. Большой потенциал открывается для развития туризма.
Общая протяженность магистрали по территории России составит 9225 км. Сегодня это расстояние товарные поезда в среднем проходят за 12–14 суток. А после строительства магистрали на это уйдет около 3–4 суток.
— Где начнется отправная точка строительства магистрали?
— Строительство по единому проекту начнется одновременно сразу в нескольких регионах России и Беларуси. Проект предлагает Беларуси стать не просто «транзитной территорией». Планируется прокладка ВСЖК по территории Беларуси с созданием мультимодального транспортно‑логистического узла, обеспечивающего транспортную логистику для близлежащих государств в рамках макрорегиона. Это страны Прибалтики, Восточной и Юго‑Восточной Европы и субъектов России.
— А с белорусскими учеными вы данный проект обсуждали?
— Конечно. С Национальной академией наук Беларуси мы создали координационный совет, который будет заниматься проработкой научно‑технологической базы.
— Как может выглядеть сегодня практическая реализация проекта в рамках Союзного государства?
— Сегодня под руководством Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты во взаимодействии с РАН проработана идея проекта высокоскоростной магистрали Санкт‑Петербург — Минск — Гамбург. Это геополитический инфраструктурный проект, дающий мощный импульс интеграционным процессам в Союзном государстве, а также стимулирующий комплексное социально‑экономическое развитие Северо‑Западного региона России. Он находится в высокой степени готовности и мог бы стать одним из пилотных в рамках мегапроекта. На нем можно отработать всю ту модель, о которой говорилось.
Юлия Васильева
julia@rg.ru