Свыше пяти тысяч километров дорог Витебщины нуждаются в ремонте – как решают проблему на местах

Алгоритм счастливого пути

Треть всех дорог местного значения, состоящих на балансе КУП «Витебскоблдорстрой», требует обновления — это свыше 5 тысяч километров. Причем большинству из них необходима замена асфальтобетонного покрытия. Наиболее масштабные работы витебские дорожники запланировали на текущий год — после поручения Главы государства о необходимости восстановления дорог бюджетное финансирование увеличено в 2,5 раза. Наши журналисты выехали в отдаленные районы, чтобы узнать, как выполняется поручение ­Президента.


Не важно чье, важно как

…На съезде из Бочейково в Железки Бешенковичского района — свежий асфальт. Дальше — латки ямочного ремонта. По дороге в Полуозерье картинки периодически сменяют друг друга — от новенького покрытия до выщербленных участков трассы и гравийки.  

Как узнаем позже, у дороги несколько «собственников». Бешенковичское ДРСУ‑110 отвечает за «местные» участки, а их коллеги из ДРСУ‑36 — за республиканские, но направление‑то, считай, одно... Всегда удивляло такое разделение. Не могут понять его и сельские жители — им же не важно, кто балансодержатель. Главное, чтобы состояние было надлежащее.

— Я каждый день на велосипеде по этой дороге езжу из Сокорово в Хотино на работу, — рассказывает Марина Дыбаль. Это примерно 9 километров в одну сторону. У меня как у старейшины несколько подведомственных деревень. А как у соцработника — семь немощных пенсионеров в трех населенных пунктах. Честно говоря, от такого «серпантина» уже порядком устала. Велосипед не выдерживает. Классно, конечно, что новенький асфальт положили на трехкилометровом участке от магазина в Сокорово до конца населенного пункта, теперь вот здесь — в Полуозерье по улице Полоцкой… Но очень хочется, чтобы в ближайшее время и оставшиеся участки дороги привели в порядок — здесь же весьма популярное направление.

Председатель районного Совета депутатов Геннадий Шведов констатирует: постепенно вся трасса будет отремонтирована. Места тут и вправду живописные, озерные, много дачников — поэтому и движение оживленное. Плюс ко всему большое количество большегрузов, хотя определенные ограничения по весу авто действуют. Из Минска через Лепель сюда, в сторону российской границы, постоянно курсируют транзитные грузовики, а в обратном направлении со стороны Городка и Шумилино едут лесовозы. Это тоже влияет на состояние дорожного покрытия.

Новенький участок по направлению к Ушачскому району как образец. Красивый, ровный, гладкий — на загляденье. Водитель катка Александр Шавель выпрыгивает из кабины.

Александр Шавель.

Я и дорогу в Сокорово делал, и тут работаю. Сейчас заканчиваем укрепление обочин. Жители часто подходят, благодарят. Это, кстати, самые приятные моменты в моем более чем двадцатилетнем стаже дорожного строителя. Не так давно обустраивал в Свитино подъезд к свиноводческому комплексу, там сельчане тоже очень довольны обновкой. Смогут скоро в тапочках к месту службы ходить, — улыбается Александр Михайлович.

Геннадий Шведов подчеркивает: работы дорожникам на территории Бешенковичского района еще много.  

С начала этого года в райисполком поступило около 80 обращений, каждое восьмое касается дорожной тематики.

Что волнует людей?

— Просят прогрейдировать, подсыпать, положить асфальт, восстановить запаханный проезд к кладбищу, — перечисляет Геннадий Михайлович. — Выезжаем на места, анализируем, изыскиваем источники финансирования, что‑то решаем оперативно, что‑то вносим в планы на проведение работ в ближайшем будущем.

В этом году, как рассказал главный инженер ДРСУ‑110 Александр Щедров, работы по ремонту дорог идут сразу на нескольких объектах района — сейчас асфальтируют дорогу у агрогородка Верховье, вскоре приступят к обустройству подъезда к понтонному мосту в Бешенковичах, а также укладке асфальта на месте гравийных участков возле Свечи, Храповищено и Филлипинок.

И ожила деревня

Только‑только закончился ремонт дороги в деревне Непороты Шумилинского района.

Вот такая у нас теперь трасса! — с гордостью показывает пенсионер Григорий Волков на блестящую под солнцем «свежевыпеченную» ленту асфальта. — Когда‑то мы с женой Валентиной без сомнений променяли свою городскую квартиру на этот домик в деревне. А сейчас Непороты благодаря новой дороге переживают свое второе рождение.

Григорий Борисович знает, о чем говорит: около 45 лет проработал в мелиорации, видел, как умеет привязывать к себе благодарная за внимание людей земля. В качестве доказательства супруги предлагают посмотреть на бывшие пустующие наделы: и справа, и слева теперь строятся многодетные семьи. А во‑о‑н там, чуть дальше, осваивает усадьбу молодой 36‑летний витебчанин. Настоящий хозяин! Вчерашний мелиоратор проводит параллель:

— Двадцать лет назад, когда мы сюда переехали, в умирающих Непоротах было всего 12 дворов. А теперь это большая и перспективная деревня. Нам тут и с водой помогли, и дорогу вот сделали — все проблемы решены!

Начальник Шумилинского ДРСУ‑204 Владимир Романов, которого сейчас искренне благодарят сельчане, рассказывает:

— Решение о замене старого, еще «армянского» асфальта на новое покрытие было принято после коллективного обращения жителей деревни. Близость райцентра, озеро в шаговой доступности, большое количество желающих строиться в этих местах — весомые аргументы. Выехали вместе с представителями райисполкома, изучили ситуацию и приняли решение. Да и сами сельчане молодцы. Помогали чем могли. Вот Григорий Борисович, например, приглядывал за техникой, которую мы на ночь у его дома оставляли.

Ближе к концу деревни живет доярка Ольга Голубева.

— В прошлом году заасфальтировали большой участок дороги, а вот теперь и до нас довели, — не скрывает радости сельчанка. — Теперь тут хоть катись — красота!

— Разъезжаем как по автобану, — шутит ее соседка Алена Хилюк.

Интересно, что семья Хилюк переехала в Непороты из украинского Запорожья и теперь восхищается прелестью, тишиной и комфортом белорусской глубинки, которая стала для нее второй родиной. Два года назад получили гражданство, купили автомобиль, построили гараж и сарай — усадьба на загляденье. Глава семьи Евгений Анатольевич вспоминает:

— Нам предлагали несколько мест для переселения. Но мы выбрали Непороты — не прогадали. Устроился механизатором, получили ведомственное жилье. В скором времени даже сможем переоформить дом на себя — считай, вытянули счастливый билет, переехав в Беларусь. А новая дорога сейчас — еще одно подтверждение тому…

Вместо гравия — асфальт

Владимир Романов везет нас на самую крупную стройку нынешней весны. Механизированный дорожный отряд прокладывает новую трассу из Шумилино в агрогородок Башни.

— У нас на балансе 670 километров дорог местного значения. Протяженность этого участка — около десяти километров, — вводит в курс дела Владимир Петрович. — Направление востребованное. Определили три проблемных отрезка, где и обустраиваем новое асфальтобетонное покрытие. Потом для большей долговечности мы усилим ее поверхность с помощью битумной эмульсии и гранитного щебня. Сегодня это хороший способ продлить время эксплуатации.

…Три катка, асфальтоукладчик, пять МАЗов на подвозе смеси — работа кипит.

— В ДРСУ отличный штат профессионалов, — знакомит с рабочими руководитель. — Практически все универсалы и могут управлять различными агрегатами в зависимости от производственной необходимости. Трудятся до позднего вечера, чтобы асфальтный завод (его производительность 25 — 30 тонн в час) не простаивал. Вот здесь почти километр шириной шесть метров — за четыре дня сделаем и пойдем дальше…

Владимир Романов акцентирует внимание: рост обращений граждан растет. Интересное наблюдение: чем больше делаешь — тем больше желающих получить такую же дорогу в свою деревню. Поэтому сейчас очень актуален вопрос перевода гравийных дорог (их в районе около 300 километров) в асфальтобетонные.


В нынешнем году для ДРСУ‑204 вдвое увеличили госфинансирование, так что возможности и в этом плане расширяются.  

В общей сложности за год в Шумилинском районе отремонтируют свыше 30 километров дорог. А в целом по области будет обновлено 570 километров. Из пыльных гравийных «одежек» в асфальтобетонные на радость сельчанам «переоденутся» 111 километров.


КОМПЕТЕНТНО

Александр Нефедов, заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома:

— В текущем году на ремонте и строительстве дорог нам предстоит освоить свыше 198 миллионов рублей. Это почти такой же объем, который был выполнен в целом за три последних года. В настоящее время основные силы брошены на обновление стратегически важных направлений Лепель — Полоцк — граница РФ и Витебск — Полоцк. До 9 Мая на территории области будет отремонтировано не менее 50 километров пути — это пятая часть годового задания по ремонту дорог республиканского значения.


begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter