Прежде всего, стоит обратить внимание на нормативные документы, в которых описано, каким образом проводится аттестация. Это необходимо для того, чтобы составить своего рода расписание или график, определить для себя этапы подготовки к экзаменам. Сегодня у многих родителей сохранилось ощущение, что у ребенка до мая еще есть время на принятие окончательного решения. Но это не так. Одно из основных новшеств: уже к 1 марта участник централизованного экзамена должен определиться и выбрать второй предмет, помимо русского или белорусского языка, для сдачи ЦЭ.
С 1 февраля в учебных заведениях начнут работать специально созданные комиссии, сформированные из педагогов. Они будут аккумулировать информацию о выборе одиннадцатиклассников и уведомлять районные и городские управления образования. Кстати, предварительную работу по выбору учителей, которые будут заняты в проведении централизованного экзамена, провели заранее. Многие педагоги уже летом проходили специальную стажировку, их обучали работе в составе комиссий по организации и проведению ЦЭ. Важный нюанс: учителя будут присутствовать на экзамене не по своему предмету, чтобы исключить подсказки.
Отмечу, что большой приоритет в этом году отдан победителям республиканских олимпиад. Во-первых, они получат право стать студентами без экзаменов. Во-вторых, им выставят отметку 10 баллов в аттестат по предмету выигранной олимпиады и годовые оценки по остальным предметам без прохождения ЦЭ и ЦТ. А ведь раньше таким талантливым ребятам приходилось сдавать экзамен в школе.
Всем — и педагогам, и родителям, и школьникам — сейчас посоветовала бы сделать упор на профориентацию. В идеале — узнать как можно больше о разных профессиях и вузах. И не спохватываться в феврале накануне поступления. Эту тему нужно поднимать и в школе, и в семье как можно раньше. Приведу пример: наше учреждение образования тесно сотрудничает с Могилевским государственным университетом имени Аркадия Кулешова. С декабря мы начали оказывать помощь в регистрации детей на внутривузовские олимпиады. Это шанс и для тех, кто собирается туда поступать, и для тех, кто пока в раздумьях, но мотивирован на учебу. Победители таких олимпиад получат приоритет при поступлении. Сегодня в лучших из лучших заинтересованы многие учебные заведения. А вот тем, кто, как сказал Президент, устраивает «беготню между вузами», стоит еще раз подумать.
Благодаря своей работе я видела судьбы многих детей. Запомнилось, когда выпускник мечтал стать врачом, поступал трижды, упорно шел к своей цели и в итоге ее реализовал. В то же время сегодня наблюдаю за ребятами, которые с первого раза не поступили в выбранный вуз. Не желая тратить год, они подали документы туда, куда хватало проходных баллов. И вот они выучились. Разговариваю с молодыми специалистами и слышу: «Отработаю положенное время по распределению и начну искать другое место». Вот где трагедия. Я хотела бы посоветовать молодым людям и их родителям не действовать так. Лучше приостановиться на год, записаться на курсы и постараться получить ту профессию, к которой лежит душа. Иначе спустя четыре года придется переучиваться. Потеряешь много времени и сил, а может, и денег, если придется возвращать их за учебу.
Волнение — нормальное отношение ко всему новому. Когда только вводили централизованное тестирование, мы также готовились к неизвестному. Пройдет следующая вступительная кампания — приобретем определенный опыт, который пригодится сегодняшним учащимся 9-х и 10-х классов. Им решение о выборе предмета второго централизованного экзамена лучше принять пораньше. Будет больше времени на подготовку. Кроме того, напомню, что один из экзаменов, которые будут сдавать все, — русский или белорусский язык. Имеет смысл сделать акцент на подготовке к нему уже с начальных классов, выбирать соответствующие факультативы и дополнительные занятия. Если школа открывает профильные классы, то рационально предложить для изучения на повышенном уровне один из государственных языков нашей страны. Централизованные экзамены ждут выпускников уже в мае, родителям нужно взвесить, какой предмет их ребенку комфортнее сдавать в виде экзамена и ЦТ, а будущему абитуриенту оценить свои силы и действовать, чтобы его мечта о поступлении осуществилась.
Галина БЕЛЯЕВА, член республиканского и Могилевского областного совета РОО «Белая Русь», заместитель директора СШ № 34 Могилева, учитель истории.