Ах и мат

О мате

Глупо отрицать: мат есть и даже развивается как чуть ли не самостоятельное языковое направление. Для его обозначения придумано немало витиеватых терминов: «нецензурная брань», «табуированная лексика», «непарламентские выражения»... Или просто — «крепкое словцо». Кто–то использует его для связки мыслей. Кто–то упорно делает вид, что мата не существует. И совсем уж редкие персонажи умеют применять к месту и времени.


Ничего не знаю про «монголо–татарскую» этимологию пресловутых слов, их метафизическую роль в разрушении кармы и прочее. Это вам в интернет, там теорий навалом. Я сейчас про их прикладную функцию.


...Одно из главных предназначений компьютерной сети — игры. У нас в Гомеле игровые серверы вечно забиты. В «WOW’ку», «Контру», «Линейку» круглосуточно сражаются и детвора, и взрослые дядьки. Признаюсь, и сам грешу.


В один ненастный день на серверах «Контр–страйка» кто–то централизованно вырубил микрофоны. Постороннему не понять, какое это горе. Отсутствие голосовой связи — это кавардак, несогласованность и бессмысленные убийства. «Почему?! Как?! За что?!» — бессильно голосили и заламывали руки геймеры в форумах и чатах. Потом сама собой оформилась версия: «Вроде за то, что матерились в эфире...»


Матерились... И еще как. У меня за полгода две пары наушников сгорело. Такого наслушались... Я–то ничего, привычный. Игра энергичная, эмоциональная. Нагрузка на мозг похлеще, чем в шахматах. Вот горячие подростки и оскверняли эфир конструктивными, в общем, боевыми возгласами. Администрация предупреждала, банила (отключала) нарушителей — не помогло... Теперь сотни отважных виртуальных бойцов вынуждены бесполезно жечь глаголом пространство вокруг монитора — не далее. Что неэффективно и обидно. То есть количество мата вроде осталось прежним, хотя в эфире и тихая благодать.


Не в курсе, как сейчас, но люди, служившие в старой армии, знают: для правильной подачи команды иной раз совершенно необходимы определенные... э–э... артикли.


Мат и дети — отдельная тема. Одни родители приходят в дежурный трепет, когда ребенок гордо предъявляет очередную принесенную со двора лингвистическую находку. Другие и сами не особо сдерживаются («Да эти оболтусы нормального языка не понимают!»).


В нашей семье с терминологией вроде аккуратны. Но и в такой тепличной обстановке нарвались как–то... Воспитательница в детском саду, жутко смущаясь, отозвала в сторонку: «Знаете... Ваш мальчик сказал... плохое слово». Мы с женой, конечно, причитать: «О, ужас! От кого ты это услышал?!»


Я к тому, что как ни оберегай детские уши — нахватаются. Важно, чтобы воспринял адекватно. Не приноровился думать матом, как некоторые. Своему–то мы, надеюсь, доходчиво объяснили: есть слова для особых случаев, попусту их расходуют только неудачники.


У творческих людей отношение к мату особое. Я знал одного пожилого телеоператора (интеллигентнейший человек), у которого в кадре любой зажатый чиновник неожиданно расцветал. Зануда в пиджаке превращался вдруг в другого человека — простого и естественного. Речь о надоях и импортозамещении лилась легко и плавно. Просто за секунду до начала съемки оператор вполголоса произносил кодовое слово, которое примерно переводится как «поехали!»


Знаменитый и спорный шоумен, радиоведущий, сквернослов и знаток матерного анекдота покойный Роман Трахтенберг однажды обиделся, когда его обвинили в пошлости. Надулся, объяснил: пошлость — это «поздравляем молодых и желаем счастья, пусть минует в жизни их всякое несчастье». А он, Трахтенберг, убедительно попросил бы в отношении своего творчества применять термин «похабщина».


Опыт многих умных и адекватных людей показывает: грамотное использование этой самой «похабщины» как минимум придает дополнительные краски их творчеству. Позволяет максимально достоверно отразить действительность. Но человек автоматически перестает быть умным и адекватным, когда неосторожно перегибает палку.


...У меня есть знакомая, которая сама принципиально не матерится и попросила при ней не использовать эти обороты без крайней необходимости. У нее теория простая: от частого использования слова обесцениваются. Да, мат бывает необходим в экстремальных ситуациях, когда надо вывести из транса, взбодрить, напугать, иногда — успокоить. И глупо с помощью мата превращать в экстрим любую бытовую ситуацию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter