Изменятся ли жировки?

Адрес для тарифа

Изменятся ли жировки?

2,8 процента. Такую долю дохода белорусская семья тратит на коммунальные услуги. Сразу оговорюсь: цифра Министерства экономики, взявшего в расчет двухкомнатную квартиру 48 кв. метров с тремя жильцами, двое из которых получают среднестатистическую зарплату. Если речь идет о бюджетниках, то удельный вес коммунальных платежей возрастает до 3,7 процента. И максимум у пенсионеров — 5,9 процента. Что позволяет стране встать в ряды самых социально ориентированных в мире.


Однако всякий раз, когда цитирую расчеты экономистов, буквально на следующий день на меня обрушивается град звонков, следом — писем и комментариев на сайте, суть которых сводится к одному тезису: «Это ложь и подтасовка — я плачу больше». Возможно, не стану опровергать. Но трудно оспаривать другой факт: в стране с 2008 года фактически не востребована система адресных жилищных субсидий, которые положены тем, у кого коммунальные платежи превышают 20 процентов семейного дохода в городе и 15 процентов — в деревне. Люди не обращаются за адресной помощью в оплате услуг ЖКХ! Такого нет ни в Европе, ни в России, ни в Украине. Не значит ли это, что, как отметил вице–премьер Анатолий Калинин, «идеология, которая у нас сложилась в отношении тарифов ЖКХ, должна претерпеть изменения»?


Самая болезненная и непростая тема была вчера на повестке дня рабочей группы по изучению проблем в ЖКХ при Комитете госконтроля. По итогам трехчасовой дискуссии очевидным стало одно: сохранение тарифов на сложившемся низком уровне приведет в итоге к деградации отрасли, поскольку в ЖКХ не остается средств на модернизацию, нет их в достаточном количестве и в бюджете. Есть и серьезный дамоклов меч: перекрестное субсидирование, когда тариф на воду, например, для организаций и населения отличается в 10 раз, ставит под угрозу не только увеличение экспорта белорусской продукции, но и конкурентоспособность ее на собственном рынке.


Итак, какой выход предлагает Министерство экономики? По мнению Игоря Фомина, директора департамента ценовой политики, введение дифференцированных тарифов спокойно воспринято населением и, более того, граждане к ним привыкли и зачастую покупают больше сверхлимитных услуг, по себестоимости. Министерство предлагает и дальше совершенствовать систему дифференциации тарифов. Например, как в Казахстане, где она трехступенчатая. Минимальная цена 2 тенге за 2 кубометра воды в месяц, 2,66 — если семья выливает от 2 до 4 кубов и почти вдвое больше при расходе свыше 4 кубов. В Литве субсидируемый тариф распространяется не на 140, а на 90 литров воды в сутки. «В структуре платежей доли расчетов по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат, вполне могут быть выше», — полагает Игорь Фомин. Кроме того, дифференциацию предложено распространить и на оплату отопления, оставив субсидируемый тариф только на 20 квадратных метров на каждого члена семьи плюс 10 метров на всю ее целиком. Принцип, как по техобслуживанию.


У заместителя председателя Гомельского облисполкома Владимира Горбачева более радикальное предложение: довести до себестоимости тарифы на вывоз и утилизацию мусора и обслуживание лифтов. Аргумент такой: доля этих платежей в жировках невысока и единовременное повышение не скажется на семейном бюджете, между тем нагрузка на бюджет станет ниже. Идею поддержал первый заместитель председателя Минского горисполкома Владимир Кухарев. Минск первым среди регионов предъявил 100–процентный тариф на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов. И плательщики этого даже не заметили.


Гродненская область подняла вопрос перекоса в тарифах на тепло и электроэнергию. Значительный их рост на электричество в минувшем году поднял уровень возмещения населением затрат энергетикам до 70 и более процентов, в то время как плата за тепло осталась на уровне 10 процентов. Стимул экономить его исчез, под угрозой срыва оказалась программа строительства энергоэффективных домов.


Все предложения решено обсудить и обосновать. А Мин-экономики совместно с Министерством труда и социальной защиты, Минфином, Минжилкомхозом до 1 мая поручено усовершенствовать систему адресной помощи малообеспеченным гражданам в случае принятия решения о дифференциации тарифов или их повышении, чтобы она заработала. Возможно, следует рассмотреть снижение порога получения субсидии на услуги ЖКХ до 10 процентов в семейном бюджете. Однако при этом не стоит забывать, что в Европе человек, у которого в собственности имеются квартира, машина и другое значимое имущество, не получит от государства ни цента субсидий и помощи.


Советская Белоруссия №46 (24429). Среда, 12 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter