А фитилек–то коптит

Послезавтра отмучилась ежегодная международная церемония вручений музыкальных премий «Золотой фитиль», учрежденная компанией «ОКлимов и партнеры»...

Послезавтра отмучилась ежегодная международная церемония вручений музыкальных премий «Золотой фитиль», учрежденная компанией «ОКлимов и партнеры». В этот день в моей квартире, где, как обычно, и проходит грандиозное мероприятие, не собрались выдающиеся и так себе артисты страны и стран, чтобы лично не присутствовать при фитилизации. Сей факт не опечалил ни меня, ни многочисленных зрителей, которые также не явились, ибо мне вполне хватило виртуального присутствия музыкантов и публики внутре моего компьютера. А, значит, отвертеться исполнителям, группам и шоуменству от заслуженных наград, которые настигли их под занавес 2010–го, было невозможно. Лучшие и худшие из них благодаря моему беспристрастному мнению и удостоились званий и фитилей, всученных им за достижения, которыми они поразили и удовлетворили нас в ушедшем сезоне.


Вновь отвечу злобным критикам на все тот же вопрос, который возникает каждый раз в канун праздника песни, музыки и текстов: мол, не слишком ли попахивающими неким конкретным символизмом выглядят главные призы — инкрустированные статуэтки фитилей? Да, успокаиваю я разбушевавшееся воображение, с одной стороны — это фитиль, но с другой, уважаемые мои Белинские, — он же золотой! Что сразу должно снять инсинуации о втором плане. Но, если вам, Архангельские во плоти, так хочется видеть скрытые намеки в моем бескорыстном меценатстве — смотрите. Так как церемония (в записи) — начинаааааааается! Трататата–татаааааа!..


Жюри премии, состоявшее из знаковых для нашей культуры и искусства людей, о честности и мудрости которых в стране знает любой, то есть из меня одного, не стало увеличивать число номинаций и специальных призов, остановившись на цифре 150. Руководствуясь принципом: «Любите себя в жюри, а не жюри в себе», — я не буду называть вам всех победителей, а перечислю основных триумфаторов «ЗФ», для объявления которых мне, само собой разумеется, и конферансье не понадобились.


Начинаем с премий, которые я с чистой совестью, полагаясь на профессионализм, пожелал отдать небелорусским артистам, привнесшим в уходящий год искру божеского таланта. Тем деятелям и проектам, которые были на устах у меломанов всего мира.


Международная часть «Золотого фитиля»


«Чисто пацаны»: Noize MC, Сергей Шнуров, Юрий Шевчук, Стас Барецкий. Квартет почти целый год бодался с дубами и лесами, естественно перейдя чуть позже к выяснению отношений между собой: у кого из четверки рога круче и копыта жестче.


«Провал года»: Филипп Киркоров. Спонсорская номинация от Республиканской клинической психиатрической больницы в Новинках, учрежденная с целью капитального ремонта «Провала».


«Дуэт года»: Дмитрий Медведев, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Сергей Галанин, Илья Черт, Вадим Самойлов, Алексей Кортнев, Шура Би–2, Владимир Шахрин. Пусть вас не смущает несоответствие названия номинации количественному составу ее членов: с этого года подобное никого не должно волновать.


«За сиквел сиквела»: программа «Музыкальный ринг НТВ», продолжившая традиции «Музыкального ринга» и «Звездного ринга».


«Пиар–агентство года»: категория «Алаверды» — московское музыкально–информационное агентство «Кушнир продакшн», согласно опросу своих сотрудников признавшее в 2010–м белорусский психофолк «Мезозоем года».


Субъективный «Золотой фитиль»


«3+2=24»: группа «3+2» отмечена как лидирующий белорусский проект в области математических наук.


«Отлезь от меня»: группа «Стокс» и фронтмен питерского ансамбля «Пилот» Илья Черт — за самую навязшую в ушах песню «По плану».


«Лучший музыкальный журналист года»: Павел Шеремет, смело, не выбирая непарламентских выражений, отрецензировавший репертуар команды RockerJoker.


«Там вам не тут»: группа «Серебряная свадьба» — самый концертирующий за рубежом отечественный артист.


«Солодуха года»: Александр Солодуха. Премия, навечно закрепленная за этим певцом.


«Не аншлаг»: в жесточайшей борьбе награду получила Полина Смолова. Ну не аншлаг, Полина, не аншлаг, что тут поделаешь...


«Не срослось»: «лав–стори» вокалистки группы «Топлесс» Татьяны Баньковской и фристайлиста Антона Кушнира, увы, не увенчавшаяся хеппи–эндом.


«За смычку песни и спорта»: певица Tasha. Просто необходимо было отметить абсолютно эксклюзивное в мире явление, когда бывшие спортсмены вдруг становятся эстрадными артистами. Либо певицы и действующие герои стадионов образуют пару, одна из сторон которой (а то и обе) — наш человек. Или... да мозг в вариантах сломать можно! Надеюсь, общую идею вы уловили. Что мы имеем на сегодняшний день (обратите внимание и на вышестоящую номинацию): Tasha (Наталья Пальчевская, некогда прима художественной гимнастики) и Сергей Штанюк (когда–то капитан футбольной сборной Беларуси); то сходятся, то расходятся Анна Седакова (экс–«ВИА Гра») и Валентин Белькевич (футбол); Галина Шишкова и Юрий Сыроквашко (футбол); Анастасия Косенкова и Александр Глеб (футбол!); Ольга Барабанщикова...


«Где мои 17 лет»: самая стильная исполнительница года — Инна Афанасьева.


«Шоу Тру и Мэна»: «Шоу Лауринаса и Мусиэгле» — как самый неоднозначный музыкальный интернет–проект, в котором гостя могут спросить и о белье нижнем, и о материях высоких.


«Что ж вы так?..»: разочарование года — распад группы «ДетиДетей». Участники команды действительно оказались детьми, не сумев минимизировать личностные и творческие разногласия за «круглым столом».


Объективный «Золотой фитиль»


«Поп–группа года»: «ДетиДетей». Правильнее было бы, конечно, назвать номинацию «Поп–группа первой половины года».


«Поп–рок–группа года»: «Ў». Проект гитариста Романа Орлова, куда входят ведущие белорусские инструменталисты и вокалисты, играющий поп– и рок–музыку.


«Рок–группа года»: Gods Tower. Споры о том, что вот это — рок–музыка, а это — не рок–музыка, столь же беспочвенны даже в случае, когда гитара начинает издавать резкие звуки, а ритм–секция превращается в отбойный молоток, как и дискуссии о превосходстве яйца над курицей. Никто меня не сумеет обвинить в том, что гомельская команда своей стилистикой напоминает лучшие треки трио «Лас–Вегас».


«Альтернативная группа года»: RockerJoker. Дуэт альтернативен тем, что не загоняет себя в какое–то одно направление. Хочется ему спеть что–то рядом с эстрадой — поет, хочется стать брутальнее — становится.


«Певец года»: Герман. Выпустил очень удачную пластинку «Айсберг» и проявил большую активность в музыкальной жизни страны, нежели в предыдущие пятилетия.


«Певица года»: Тани Фаредо. Из клубов, в которых была известна как исполнительница джаза и приджазованных тем, сделала уверенный шаг к покорению чисто эстрадных, сценических подмостков.


«Поп–альбом года»: «Рух» группы «ДетиДетей». Набор хитов и полухитов коллектива, так странно закончившего свою короткую биографию.


«Поп–рок–альбом года»: «Электричество» группы J:Морс. Просился фаворитом в номинацию «Поп–альбом года», ну да по старой памяти был офитилен в данном сегменте.


«Рок–альбом года»: «Пора» группы Naka. Анастасия Шпаковская и Ко тщетно, но упорно двигают чистый рок в массы. Массы сопротивляются.


«Альтернативный альбом года»: «Стивен Кинг и мы» группы «Кассиопея». Трогательные детско–взрослые страшилки, написать которые Стивену Кингу было бы за счастье.


«Песня года»: «Сусвет» проекта «Ў», спетая Алексеем Хлестовым. Придется по нраву и любителям рок–н–ролла, и фанатам попсы.


«Лучший автор музыки»: Владимир Пугач, группа J:Морс. Для крайнего альбома «морсов» композитором была написана уйма шлягеров: не знаешь просто, какой из них шлягернее.


«Лучший автор слов»: Роман Орлов, группа «Ў». Гитарист и до того слыл неплохим текстовиком, правда, это его качество использовалось нерегулярно.


«Клип года»: на песню «Америка» проекта RockerJoker. Финальная точка к композиции «Гудбай, Америка» группы «Наутилус помпилиус».


«Концерт года»: программа «Збiрайцеся, сябры» ансамбля «Сябры». Заслуженные «пенсионеры» белорусской эстрады доказали, что артисты стареют по–разному: кто в творческой беспомощности, кто находя новые, интересные краски для воплощения замыслов. С ними у «Сябров» все в порядке.


«Возвращение года»: группа Gods Tower. После десятилетнего перерыва на метал–сцену вернулись монстры отечественного тяжелого рока, дав ряд «битковых» концертов.


«Открытие года»: группа RockerJoker. Открыли мы ее еще год назад, а Михея Носорогова как сольного исполнителя и того раньше, но именно сейчас она «открылась» полностью. Или почти полностью.


«Надежда года»: Руся плюс проекты Akana и CherryVata. Эксперименты с фолк–/нео-джазом дают стремительные результаты. Убедиться в этом уже смог и родной слушатель, и зарубежный. Развитие же данных коллабораций хочется увидеть в 2011 году.


«Лучшее оформление пластинки»: Ника Сандрос, диск «Афтары правды» группы «Нейро Дюбель». Как отметили и музыканты команды, и ее поклонники, и журналисты: наконец–то «дюбелям» сделали нормальную обложку.


«Музыкальная телепрограмма года»: «Звездный ринг» канала СТВ. Заслуженно, по–моему.


«За наше счастливое детство»: Даниил Козлов — не выиграл на «Евровидении», зато выиграл у меня!


«Память»: тройной альбом–трибьют Василию Шугалею, идеологу группы Ы.Ы.Ы., убитому в 2004 году...


«Главное событие музыкального года»: песня «Саня останется с нами» от RockerJoker.


И остановимся. Как вам результаты? Есть в них что–то такое оптимистичное, показывающее поступательное движение белорусского шоу–бизнеса к вершинам «Грэмми». Да и не считаю я свою премию хуже заокеанской. Не престижем пришел я меряться в этот мир, а заботой о душевном спокойствии наших артистов. А какое душевное спокойствие без признания очевидных заслуг? Присоединяйтесь к поздравлениям!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter