А это был не мой чемоданчик

Была свидетелем того, как попутчик по вагону тормознул электричку...


Была свидетелем того, как попутчик по вагону тормознул электричку. На станции Койданово поезд застрял надолго, пропуская встречный. Пользуясь затянувшейся паузой, парень громко вещал по мобильному о своем отдыхе в Испании. Наконец состав тронулся. «Что говоришь? Лучше выйти здесь? Да легко!!!» — и молодой человек уверенно направился в тамбур. Стоп–кран поначалу не поддавался. Но пассажир, упершись ногой в стену, очень настаивал! Поезд задергался и остановился. В этот момент из соседнего вагона как раз зашли ревизоры. Две женщины в форме железнодорожников решительно направились к наглецу. А тот уже молотил ногой в дверь. Чем все закончилось? 

Да ничем! Одна из ревизоров, правда, успела нажать кнопку вызова милиции, но вскоре выяснилось, что пломба на кране каким–то чудом уцелела и, по большому счету, предъявить дебоширу нечего. И он все–таки вышел, где и хотел, не понимая разницы между словами «экстренно» и «захотелось». Пассажиры набросились на ревизоров: дескать, чего же упустили?! Бывает, народ и вовсе встает на сторону явных отморозков, когда видит, что те сильнее и наглее. А ревизор только сглатывает обиду. Может, действительно, когда до ближайшей остановки полчаса, а за окошком лес да поле, проще не заметить отсутствия билета у слегка нетрезвого, небритого и синего от наколок пассажира? Но «не заметить» ревизор не имеет права, и уж тем более при других пассажирах! Что же происходит, когда железные двери закрываются, впереди дальний путь, а при тебе — удостоверение сотрудника контрольно–ревизионной службы Белорусской железной дороги? Корреспондент «СБ» решила испытать это на себе.

– Неужто сразу всю смену выдержишь? — удивился начальник отдела контрольно–ревизионной службы управления БелЖД Вячеслав Родионов. Мне предстояло с 18 часов вечера до 7.40 утра проконтролировать ситуацию на железной дороге в нескольких направлениях. За это время я успела дважды выехать и вернуться в столицу, совершить несколько пересадок, изучив пассажиропоток на 580 километрах пути. Короткий инструктаж, суть которого сводилась к понятиям «законность», «вежливость» и «благоразумие», заменил несколько месяцев обучения и практики с последующей сдачей экзаменов. Оказывается, ревизор — это сотрудник как минимум со средним специальным образованием, юридически подкованный в «своей» теме, готовый... пожалуй, ко всему. И задача — не только выявить «зайцев». Насколько хорошо убраны вагоны и станции, функционируют ли туалеты, есть ли соответствующая информация для пассажиров в должных местах, как работают билетные кассиры на станциях и разъездные билетные кассиры в пути следования, комфортно ли пассажирам — все ревизор должен подмечать.

Однажды в электричку запрыгивали в последнюю секунду пенсионерка с внучкой. Девочка была уже в вагоне, когда бабушка споткнулась и о выступ на нижней ступеньке разрезала себе бедро, вспоминает давнюю историю мой коллега–ревизор на время эксперимента — контролер–ревизор Руслан Гильдюк:

— К счастью, мы с напарником ее заметили. Сорвали стоп–кран, на руках подняли в вагон, начали останавливать кровотечение. На ближайшей станции нас уже ждала «скорая». Но когда медики увидели пациентку, испугались: «У нас амбулатория, а ей нужно в больницу». И не взяли! Мол, везите до Пуховичей, на электричке быстрее, а там вас встретят. В конце концов, довезли мы ее.

На вокзале в Пуховичах пассажиры с ужасом смотрели, как им навстречу из вагона вышли двое ревизоров с руками по локоть в крови.



18.45. На станции Минск–Пассажирский заходим в вагон электрички Минск — Орша. Третьим ревизором в нашей компании стал Александр Евменов, за плечами которого уже 18–летний опыт общения с пассажирами.

— Будьте любезны, граждане, предъявите билетики!

И надо же, первая пассажирка — хрупкая миловидная девушка у окна — и «заяц»!

— Знаете, я не успела купить... Продайте билетик до станции Толочин, — глаза светились нарочитой наивностью.

— Да без проблем! Но уже на 50 тысяч дороже... Это штраф за безбилетный проезд на железной дороге в размере 0,5 базовой величины. Ну и плюс цена проезда до Толочина — 12 тысяч 100 рублей. Итого — 62.100!

Принцесса тут же превратилась в фурию, гневно метнув в нас стотысячную купюру. Да, резкие движения, швыряние ручек после подписания штрафных постановлений, легкий скандальчик — вот что объединяет почти всех пойманных безбилетников. А все — превратно понятая бережливость! Доходит до смешного: часто берут билет до станции, предшествующей нужной, экономя таким образом всего–то рублей 300. И обязательно попадаются как раз на неоплаченном участке!

Пассажир с дорогим планшетом тоже, видно, пытался сэкономить. Не отрывая глаз от экрана, достал из кармана мелочь, положил на сиденье рядом:

— До Жодино Южное!

У него новая версия: «Так я ж тут первый раз! Машину отдал в ремонт... А что за дикий сервис, почему нет билетных кассиров?»

Пришлось объяснить, что кассиры обилечивают лишь на участках пути, где нет билетных касс. В общем, этому пассажиру «экономия» аукнулась еще и составлением протокола — наличных–то на штраф не оказалось! Таких «без наличных», но при наличии паспорта, извещением приглашают явиться на рассмотрение административного дела в контрольно–ревизионный отдел. Большинство это игнорирует, что впоследствии означает принудительное взыскание штрафа через суд. Тем, кто и без денег, и без паспорта, ревизоры предлагают покинуть поезд.

За полночь. В вагоне не слишком многолюдно. Один из пассажиров достает сигарету и направляется в тамбур. А ведь во всех поездах железнодорожного транспорта, за исключением поездов международного сообщения, курение запрещено. Спрашиваю, что будем делать?

— А это как совесть подскажет! — коллега–ревизор решил протестировать меня на человечность. — Можно помедлить, поймать с зажженной сигаретой и законно оформить штраф до четырех базовых. А можно поспешить — и просто сделать предупреждение. Думай сама и иди.

Я успела в самый разгар! Пассажир не только курил, а еще картинно... справлял малую нужду прямо на дверь и ступеньки вагона, где, между прочим, имелся туалет! Да еще и возмутился моему появлению: дескать, негоже так пугать в «ответственный момент» байкало–амурского вора, потому что он может занервничать. Но коллеги–ревизоры были уже рядом. «Бамовец» заметно подобрел. Как и ожидалось, ни денег, ни билета. Высадили. Как раз по тем самым ступенькам. Потом по ним поднимались люди.

В тамбуре вообще жизнь бьет ключом. В одном — пытаются курить, в другом — уже скандалят, в третьем — поют песни, в четвертом... кульминация чувств. Хоть стучись!

Следующая высадка безбилетников была фальшивой. «Зайцами» ехали двое юных ребят. В присутствии других пассажиров мы сопроводили их в тамбур. Но когда двери открылись, попросту перевели в другой вагон: ну не выгонять же, по сути, еще детей ночью из последней электрички на незнакомую станцию!

Потом совесть диктовала пройти мимо безбилетных, но явно замученных жизнью, годами и болезнями стариков. Они стыдливо отводили глаза. Мне показалось, что у ревизоров белорусской «железки» есть негласное, но строгое правило: «К старикам и детям быть снисходительными!» То есть не штрафовать, а просто обилечивать.

— Вообще, людей надо чувствовать, а главное — любить! Даже оформляя штраф, не унижать их достоинства, — такие профессиональные установки ревизорам–инструкторам отделений дороги минимум раз в месяц дает Вячеслав Родионов.

А жизнь действительно полна сюрпризов. Однажды, высадив буйного безбилетника, мой коллега Александр Евменов вскоре встретил его в своей же ревизорской команде на ревизорском участке. Оба посмеялись курьезу и замечательно проработали вместе три года.

6.30 утра. На станции Уша садимся в электричку Молодечно — Минск. До столицы еще 60 километров, а свободных мест уже почти нет. У многих проездной — так проще и спокойнее, когда маршрут дом — работа — дом лежит по железнодорожному полотну. В тамбуре пассажир с дипломатом реагирует на наше появление более чем странным жестом: горящую сигарету прямиком отправляет в... карман образцово выглаженных брюк. Тут же отчаянно бьет по карману, понимая нелепость происходящего, извиняется. Что ж, уже сам себя наказал.

Заходим в пятый вагон — а наших утренних «зайцев» уже оформляют контролеры–ревизоры Минского отделения БелЖД Ирина Гордынец и Анна Радушная. И фамилии у безбилетников смешные такие: Неназванный, Быстропойманный, Плохопомнящий... Такие у пассажиров, оплачивающих штраф на месте, — не редкость. Только вот штрафное постановление в переполненных утренних маршрутах коллегам приходится заполнять стоя, в толчее. Среди недовольных вздохов, нередко обидных реплик и подшучиваний.

Конечно, наша жизнь соткана из обстоятельств. Вчера ты пассажир, сегодня — ревизор, сегодня — ищешь себе оправдания, завтра — следуешь букве закона. Но и в вагоне, и на перроне все же лучше оставаться людьми. Ведь на любой, даже железной, дороге встречаются очень сложные перекрестки.

Кстати

На Белорусской железной дороге контроль в поездах осуществляют 137 контролеров–ревизоров.

Советская Белоруссия №145 (24282). Среда, 7 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter