15 лет назад, 23 августа 2008 года, «СБ» публикует поздравление Президента нашим героям-олимпийцам в Пекине

Вчера в Пекине наши олимпийцы завоевали еще два золота и серебро

Это был уникальный и феерический день. Два золота на гребном канале и серебро на легкоатлетическом стадионе! Успех наших гребцов заставил вспомнить порядком подзабытое понятие «белорусская школа гребли», а второе место Андрея Кравченко в десятиборье бодрит не меньше и отливает золотом Лондона-2012. А ведь многие после не слишком удачного старта наших олимпийцев поспешили посыпать голову пеплом, говоря о том, что количество наград в Пекине никак не дотянет до рекордных сиднейских семнадцати. Между тем уже – 16! Больше, чем 4 года назад в Афинах! Из них – 4 золотые! И это уже рекорд. Никогда в суверенной истории Беларусь не завоевывала на одной Олимпиаде столько наград высшей пробы.

Президент поздравил олимпийцев с победой

Президент Беларуси, президент Национального олимпийского комитета Александр Лукашенко поздравил членов национальной команды страны по гребле на байдарках и каноэ Александра и Андрея Богдановичей, Романа Петрушенко, Вадима Махнева, Алексея Абалмасова, Артура Литвинчука с завоеванием золотых медалей на Играх XXIX Олимпиады в Пекине.

Братьям Богдановичам Александр Лукашенко адресовал такие слова: «Вы достойно защитили спортивную честь страны и пополнили общую копилку олимпийских наград национальной команды еще одной золотой медалью. Это отличный подарок для всех белорусских любителей спорта, которые с огромной радостью и воодушевлением воспринимают каждое успешное выступление наших олимпийцев. Мы высоко ценим спортивное мастерство и самоотверженность, проявленные вами в напряженных состязаниях с сильнейшими мировыми соперниками. Вы по праву стали олимпийскими чемпионами, а ваш пример послужит импульсом для динамичного развития и популяризации такого вида спорта, как гребля».

А это слова поздравления Роману Петрушенко, Вадиму Махневу, Алексею Абалмасову и Артуру Литвинчуку: «Искренне рад вашему триумфальному выступлению на Олимпиаде. Это была яркая и красивая победа, достигнутая в жесткой бескомпромиссной борьбе с сильнейшими гребцами мира. На протяжении всех соревнований вы продемонстрировали сплоченность, твердую волю к победе и высочайшее мастерство. Завоеванные вами золотая медаль и чемпионские титулы – это весомый вклад в укрепление авторитета белорусского спорта в мире. Спасибо вам за победу! Не сомневаюсь в ваших дальнейших успехах и от всей души желаю новых медалей самой высокой пробы, радости в жизни и здоровья, благополучия и счастья. Пусть удача всегда сопутствует вам в реализации ваших планов и начинаний».

Президент выразил сердечную благодарность спортсменам и их тренерам за уверенную победу

Александр и Андрей Богдановичи, Роман Петрушенко, Вадим Махнев, Алексей Абалмасов и Артур Литвинчук стали достойными наследниками наших первых олимпийских чемпионов Сергея Макаренко и Леонида Гейштора. Исследователи еще посвятят произошедшим событиям немало времени. У нас его нет, поэтому мы пишем просто: вчера в Пекине взорвалась белорусская информационная бомба. Помощник Президента по спорту Геннадий Алексеенко после финиша наших экипажей не мог говорить. Эмоции читались на лице, но слова застревали в горле – Геннадий Павлович сорвал голос. Впрочем, такую плату за успех вице-президент НОКа готов платить всегда. Сейчас трудно вспомнить, когда же в последний раз наши атлеты становились олимпийскими чемпионами дважды в течение одного дня. И день 22 августа просто обязан занять отдельное место в летописи. На церемонию награждения экипажей каноэ-двоек по итогам дистанции 1000 метров вышли всего пять спортсменов. «Серебряный» немец Томаш Вилензек упал на пирсе сразу после финиша, и его срочно эвакуировали в госпиталь. Таков результат ожесточенной схватки германского экипажа с белорусскими братьями Богдановичами. Наши проигрывали с самого старта. 250 метров – полторы секунды, 500 метров – две, или, если перевести эти мгновения в зримые детали, корпус лодки. Где-то рядом шли румыны, россияне, канадцы...

За 250 метров до финиша Александр с Андреем вышли на второе место, но отставание от немцев все равно выглядело внушительным. Хочется покаяться, но, думается, не только у меня, а у многих белорусов в тот момент закралась предательская «памяркоўная» мыслишка – «хоть бы вторыми стали». Но финиш наши парни выдали такой, что ни у кого не осталось сомнений в справедливости их победы. Андрей позже скажет: «Нам не пришлось «выбрасывать» лодку. Так обычно делают все каноисты на финише, но мы видели, что уже высунули свой «носик»...

Несколько минут ребята не могли встать с пирса. Но, приняв первые поздравления, снова окунулись в работу. Им надо было успеть раздать интервью, получить медали, отправиться на пресс-конференцию, снова интервью, потом оставить оттиск ладони на память благодарным китайцам (здесь, в Шуньи, такую миссию возлагают на всех олимпийских чемпионов), а еще успеть подготовиться к сегодняшнему финалу на 500 метров. Впрочем, они никуда не торопились. Скромно и со вкусом получали свою порцию славы.

    – Ребята, ну и потрепали вы всем нервы... 

– Каждый экипаж выбирает свою тактику. На старте и в середине дистанции мы ставили задачу не отпустить далеко немецкий дуэт Вилензек – Гилле. А на финише должны были отработать на все 100.

На этот вопрос ответил Александр, но вчера он, старший из двоих братьев, предпочел в ходе бесед с журналистами большей частью соглашаться с Андреем. Младший Богданович, которому только 21 год, признается, что они с братом рисковали, но победителей (чего уж там!) не судят:

 – Конечно, невозможно было предугадать, как сложится борьба на финише. Немцы были очень сильны. Но мы же дали друг другу слово выложиться полностью в конце дистанции... Вот и выложились.

 Два года назад в мире не было такого экипажа, как дуэт братьев Богдановичей. Александр выступал в каноэ вместе с тезкой Курляндчиком. На Играх в Афинах они заняли шестое место на 500-метровой дистанции. А потом возмужал Андрей. В 2006 году они объединились.

 – И как проходила притирка?  – спросил я у Богдановичей вчера.

 – Нас усадили в одно каноэ в тот момент, когда до европейских соревнований оставалось провести всего пять тренировок. Нас и качало, и болтало. Но упорными занятиями удалось добиться взаимопонимания. Мы очень быстро начали выигрывать.

После уверенной победы в квалификации ночь перед финалом спали спокойно?

 – Нет. Все время прокручивали в голове сценарии будущей гонки. Отрубились только в три часа ночи.

 Александр однажды признался, что в момент, когда родился брат, поначалу был разочарован. Родители обещали «купить» девочку, а на свет появился мальчик. Однако спустя месяц сказал маме: «Я точно такого хотел!» Вчера младший брат Андрей ответил ему схожим реверансом: «Саша – главный в нашем экипаже. Он всегда подскажет, поможет».

В экипаже байдарки-четверки найти главного сложнее. Парни настолько разные, что сами признаются, что, кроме гребли, их мало что объединяет. Они умудряются даже подшучивать над самым младшим в лодке – Артуром Литвинчуком. На стандартный журналистский вопрос об увлечениях 20-летнего новобранца экипажа отвечает, например, Роман Петрушенко: «Иногда он гребет». «И что?» «Воду».

Перед Олимпиадой сам Роман признавался в том же – в любви к гребле. Махнев говорил о семейных традициях, у него, как известно, папа и мама были известными спортсменами. А Алексей мечтал о том, чтобы только родившийся маленький сынишка, когда подрастет, был всегда готов ответить на вопрос: «Чего добился в жизни его отец?» Их мечты сбылись. Победа белорусской байдарки-четверки была уверенной и безоговорочной. Пусть теперь соперники говорят что хотят – праздник на нашей улице!

– Какие звезды сошлись сегодня? – вопрос задается всем, но отвечает на него Петрушенко. Махнев кивает на него: «Он – загребной. Пусть работает».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter